pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
dk
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
bannerWoS
dost
ze_in
chuvashskaya respublika copy
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
mezd as stud tv
rus
zozh 2015 2
nauka i obr
kb
soob
map ncpti banner
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

021010С просьбой рассказать о том, какие задачи стоят сегодня перед университетом при решении проблем перехода на уровневую систему образования, мы обратились к проректору по учебной работе Андрею Юрьевичу Александрову.

– Переход на уровневую систему высшего профессионального образования должен быть осуществлен на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) с 1 января 2011 года. Большинство новых стандартов утверждены. На основе ФГОС ВПО и примерных образовательных программ вузам предстоит разработать собственные основные образовательные программы (ООП). Дело это весьма сложное, поскольку при разработке программ вузы должны решить целый ряд задач, направленных как на удовлетворение требования ФГОС, так и обеспечение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, – отмечает проректор по учебной работе ЧГУ А.Ю.Александров. – Напомню, Ученый совет университета 27 апреля 2010 года утвердил План мероприятий по переходу на уровневую систему ВПО и ФГОС ВПО.

Должен отметить, что все работы в данном направлении ведутся в университете в строгом соответствии с Планом.

К примеру, на сайте университета силами УМУ создана специальная страница «Переход на уровневое образование», на которой размещены десятки ссылок на конкретные документы.

В мае 2010 года был организован семинар для разработчиков ООП из ЧГУ и ЧГПУ с участием проректора Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина Николая Ивановича Максимова и директора института качества образования Высшей школы экономики Владимира Дмитриевича Шадрикова.

Ряд преподавателей (представители экономического, медицинского, технических факультетов) в мае-июне участвовали в различных семинарах по проблемам перехода на уровневую систему.

Кроме того, в университете состоялась учебно-методическая конференция «Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему ВПО», в которой приняла участие доцент Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина Инна Григорьевна Берова, выступившая с докладом «Опыт проектирования основных образовательных программ, реализуемых ФГОС ВПО в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, на примере направления 131000 «Нефтегазовое дело» (уровень бакалавриата и магистратуры)» и обстоятельно ответившая на вопросы наших преподавателей.

На факультетах уже созданы рабочие группы по разработке ООП. Однако в ходе работы возникает необходимость в некоторых разъяснениях, которые облегчат решение стоящих задач.

Мы посчитали уместным опубликовать некоторые рекомендации разработчикам в форме «вопрос-ответ», подготовленные группой авторов во главе с директором Департамента стратегического развития Минобрнауки России И.М.Реморенко и опубликованные на страницах журнала «Высшее образование в России».

Вопрос 1. Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части основной образовательной программы, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)?

– При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если стандарт создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.

Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.

Вопрос 2. Может ли вуз разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет, получивший право работать по собственным образовательным стандартам, не придерживаться перечня профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?

– Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. №218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля также не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки и специальностей.

Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним, сам определяет профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.

Вопрос 3. Каков порядок введения новой специализации в рамках специальности?

– Для того, чтобы открыть новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №142.

Вопрос 4. Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?

– Можно, но с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Вопрос 5. Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки?

– В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ) при условии выполнения требований ФГОС ВПО.

Вопрос 6. Имеет ли право вуз при разработке основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных в ФГОС?

– Компетенции, приведенные в ФГОС, являются обязательными для разработки основных образовательных программ. Вуз имеет право предусмотреть дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

Вопрос 7. Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные в ФГОС?

– Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вопрос 8. Являются ли обязательными для вуза наименования дисциплин, приведенных в ФГОС?

– Наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов.

Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких дисциплин.

Наименования других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным в ФГОС.

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Вопрос 9. Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной (профильной) части примерного учебного плана?

– Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП.

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится данный вопрос.

Вопрос 10. Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?

– Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

Вопрос 11. Может ли вуз при формировании учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла?

– При формировании учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.

Вопрос 12. Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?

– В соответствии с п. 7.5. ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.

Вопрос 13. Каков порядок реализации факультативных (необязательных для освоения студентом) дисциплин?

– Согласно ФГОС вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.

Вопрос 14. Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного») обучения?

– Для реализации компетентностного подхода предпочтительно вводить элементы «асинхронного» обучения (формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся).

Вопрос 15. Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?

– Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации №71 от 14 февраля 2008 г., «основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся...». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.

Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.

Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

Вопрос 16. Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах?

– Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов в неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации №71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Вопрос 17. Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года, равную 60 зачетным единицам?

– Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

Вопрос 18. Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия одной зачетной единицы 36 академическим часам?

– В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно – 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.

Вопрос 19. Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц?

– Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

Вопрос 20. На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения?

– Возможны два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.

Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з. ед. в год.

Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

Вопрос 21. Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или образовательной программе в целом?

– Требование к количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).

Вопрос 22. Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?

– Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.

Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС, «по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).

Вопрос 23. Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. №14-52-988ин/13?

– При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).

Вопрос 24. Как определить трудоемкость учебного года программ бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения?

– Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется Федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.

Вопрос 25. Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик?

– Требования Федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения может быть организована по месту их работы.

Вопрос 26. Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров и специалистов?

– В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 г. №232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 56).

Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализация ускоренных магистерских образовательных программ и программ подготовки специалистов возможна.

В 2010-2011 гг. Минобрнауки России планирует разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Вопрос 27. Что может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?

– Основная цель обновления ООП – гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При обновлении основной образовательной программы необходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (см. п. 39):

«...Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы...».

При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.

Вопрос 28. В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?

– Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм информационной безопасности.

Вопрос 29. Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования?

– Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов-разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web-странице Федерального Института развития образования (http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/koordinacionnyj-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx-obrazovatelnyx-programm/).

ruschuvashengfr 
 
vk yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia