28 октября
, нечетная неделя
Расписание
Главная  /  Университет  /  Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Вопросы

Глобальные вопросы образования

«Основная цель университета в России трудоустройство выпускников или что-то другое?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Одна из ключевых целей. Трудоустройство выпускников – критерий деятельности любого университета и во многом характеризует успешность и востребованность образовательных программ.

«Какими качествами должен обладать преподаватель будущего?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Преподаватель будущего – это специалист с высоким уровнем цифровой культуры (в дополнение к традиционным качествам педагога). Также для педагога очень важно уметь формировать у обучающихся softskills для их более эффективной профессиональной деятельности.

«Задача университетов — создавать Новое и тем самым формировать самим новые рынки труда. Вы согласны?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Современный университет не может не учитывать тренды развития рынка труда,  он должен предлагать конкурентоспособные образовательные программы и ориентироваться на компетенции, востребованные в будущем. Чрезвычайно актуально сегодня – развитие компетенций будущих специалистов в области цифровой экономики. Это все то, что связано с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, машинным обучением и искусственным интеллектом, нейротехнологиями и т.д.

«Сейчас многие смотрят на рейтинги, а стоит за ними гнаться?»

Ответственный секретарь дирекции Программы развития ЧувГУ Наталия Воскресенская:

В последние годы, действительно, уделяется внимание положению вузов в различных рейтингах – как в мировых, таких как QS, THE, ARWU, так и национальных. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, в частности, продолжает реализовывать проект 5-100, целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Уровень образования характеризуется, в первую очередь, востребованностью выпускников на рынке труда, вероятностью трудоустройства и удовлетворенностью самого выпускника. Немаловажны для обучающихся также и современная инфраструктура, материально-техническая база, возможность заниматься исследованиями, творчеством, спортом и т.д. Разные рейтинги имеют различную методику, которая обычно достаточно сильно разнится по направлениям исследования, набору оцениваемых показателей, весовым коэффициентам и т.д.  У национального рейтинга университетов «Интерфакса» индикаторов еще больше, однако они ежегодно меняются – рейтинг до сих пор позиционирует себя как исследовательский проект, несмотря на почти десятилетнюю историю существования.   И если в этих двух рейтингах мы пока находимся во второй сотне среди тысячи российских вузов, то в рейтинге «Национальное признание: лучшие вузы 2019», анализирующем качество научно-педагогического персонала вуза через признание отечественным профессиональным сообществом его научных, инновационных и научно-практических достижений, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова занял 27 место среди классических вузов с государственной аккредитацией и 77 место в общем рейтинге среди 695 вузов..В разных рейтингах позиции университетов зачастую значительно варьируются. Ни одну методику ранжирования нельзя назвать совершенной, и ни один рейтинг не является исчерпывающе объективным. Он лишь дает некоторую оценку положению университета в краткосрочном периоде времени.   Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, скажу: гнаться за рейтингами, конечно, сильно не стоит, но использовать их в качестве ориентиров, определенных базовых трендов в системе подготовки и принятия управленческих решений – несомненно, да.

«Что Вы вкладываете в понятие «качественное обучение»?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Одним из важнейших результатов в вузе выступает комплекс компетенций, сформированных у выпускника. Качество образования определяется степенью соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО и работодателей, а также ожиданий самих обучающихся.

«Какими качествами должен обладать студент будущего?»

Председатель Студенческого совета Ольга Семенова:

В настоящее время происходят глобальные изменения в образовании и профессиональной деятельности людей. Новый мир требует от нас непрерывного самообучения, где студент способен трансформироваться под запросы рынка труда, адаптироваться в реалии цифрового мира и адекватно реагировать на изменения. Исходя из этого, можно утверждать, что студенту будущего должны быть присущи такие качества, как способность к самообразованию и самодисциплина.

«Вы считаете, что профессия юриста исчезнет через примерно 20 лет? Как нам быть?»

Проректор по общим вопросам Сергей Тасаков:

Вместе с трансформацией общественных отношений в процессе цифровизации усложнится механизм правового регулирования. Профессия юриста не исчезнет, а лишь несколько изменится ее содержание. Потребность в квалифицированных юридических кадрах будет возрастать во всех сферах управления общественными процессами, сопровождения бизнеса, частной сфере. В процессе подготовки юридических кадров в высшей школе будут осваиваться и расширяться цифровые компетенции, основы которых уже заложены во ФГОС ВО нового поколения и профстандартах по юриспруденции. Образование в течение всей жизни, которое и сегодня свойственно юридической профессии, станет еще более востребованным в эпоху цифровизации.
Речь идет не об исчезновении, а о трансформации данного вида деятельности в контексте изменений в экономике, обществе. Дальнейшее усложнение и высокая динамика нормативного массива, цифровизация всех сторон общественных отношений повысит роль компетенций, связанных с анализом больших данных, коммуникацией с клиентами, работой с новыми инструментами поиска информации и ее проверки на достоверность и т.д.

«Какова основная цель союза ректоров вузов России сегодня?»

Учёный секретарь Совета ректоров вузов Чувашской Республики Николай Петров:

Основной целью Союза ректоров вузов России сегодня является консолидация усилий и координация взаимодействия ректоров вузов Российской Федерации. Коротко говоря, ректоры садятся за один стол и вырабатывают общие решения для дальнейшего развития.
Конкретные направления прописаны в официальных документах:
— выработка рекомендаций для определения общих подходов и политики в высшем образовании, направленных на дальнейшее совершенствование учебного процесса, развития науки и улучшения материально-технической базы высшей школы;
— разработка мер по реализации высшими учебными заведениями региона законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минобразования России в области высшего образования;
— разработка предложений по развитию высшего образования с учетом экономики и культуры, наличия трудовых ресурсов и рационального размещения учебных заведений, специальностей и направлений в высших учебных заведениях региона;
— координация региональных комплексных научных программ, содействие использованию их результатов в производственной и социальной сферах региона, развитию научной работы студентов и т.д.

Прикладные вопросы про образовательные процессы

«Ведущие университеты мира, а в последние годы и российские реализуют практику двойных дипломов. Будут ли двойные дипломы в ЧГУ, и если, да, то на каких направлениях?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Реализация программ двойных дипломов является непростой задачей, т.к. существуют ограничения законодательного, организационного и финансового характера. Вместе с тем, Чувашский государственный университет работает в данном направлении и в среднесрочной перспективе запланировано открытие программ двойных дипломов с вузами Китая, Индии и Германии по медицинским специальностям, экономическим и инженерным направлениям подготовки.

«Ежегодно количество бюджетных мест на определенных технических факультетах увеличивается. На других факультетах как с бюджетными местами?»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Вопросами распределения бюджетных мест в Российской Федерации занимаются Правительство Российской Федерации и Минобрнауки России. На сегодня в стране приоритетными являются инженерно-технические направления подготовки (специальности), в первую очередь, связанные с информатикой и вычислительной техникой. Поэтому  максимальное количество бюджетных мест выделяются именно на эти направления (специальности). Следует отметить, что на 2021/22 учебный год Чувашскому госуниверситету на технические направления подготовки (специальности) выделено  больше мест, чем в предыдущем учебном году. Увеличение количества бюджетных мест произошло практически на всех  направлениях подготовки (специальностях) университета.

«Будут в университете бесплатные обучающие программы для преподавателей по изучению иностранного языка? Также интересует обучение по проектам на гранты.»

Проректор по учебной работе Игорь Поверинов:

Такая практика в ЧувГУ есть. Для преподавания дисциплин на английском языке реализуются программы повышения квалификации. Языковую подготовку  уже прошли  около 50 преподавателей.

Вопросы про научную деятельность

«Наше образование находится на 98 месте в мире по уровню финансирования ВВП, а на научные исследования финансирование практически символическое. Когда начнется улучшение в этом вопросе, ведь будущую войну выигрывают благодаря УЧИТЕЛЮ».

Проректор по научной работе Евгений Кадышев:

Финансированию науки государством сегодня уделяется существенное внимание. Утвержден национальный проект «Наука». Финансовое обеспечение проекта из федерального бюджета на 2019-2024 гг. – 404 787,6 млн. руб. Минобрнауки России финансирует и проекты, направленные на коммерциализацию научных результатов, так, например, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (объем бюджетного финансирования – 15 – 30 млн. руб. в год); проекты по созданию высокотехнологичных производств (размер субсидий из федерального бюджета – до 217 млн. руб.). Дерзайте, коллеги! Готовы оказать поддержку!

«Видно, что многие достижения университета так или иначе связаны с электротехническим кластером и энергетикой. Как решаются вопросы выделения бюджетных мест в аспирантуру?».

Проректор по научной работе Евгений Кадышев:

Очевидно, что достижения университета связаны не только c электроэнергетическим кластером и энергетикой. Успехи вуза связаны и c медицинским, и с юридическим, и с экономическим, и с химико-фармацевтическим и др. факультетами университета. Ежегодно университет при формировании конкурсной заявки на получение бюджетных мест по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре заявляет больше мест, чем в конечном итоге вузу выделяют.
В чем причина? Здесь надо отслеживать ситуацию по каждому факультету в части защит диссертаций на соискание ученых степеней.

При распределении бюджетных мест оцениваются различные показатели деятельности университета: научная деятельность, состав научно-педагогических работников, финансово-экономическая деятельность, наличие профессионально-общественной аккредитации и т.д. Университет, ежегодно участвуя в данной конкурсной процедуре, заявляет не менее 60 мест по направлениям подготовки в аспирантуре.

«Как решается вопрос обеспечения кадрами на медицинском факультете?».

Декан медицинского факультета Валентина Диомидова:

В ближайшее время планируются защиты 10 докторских диссертаций. Таким образом, в ближайшие годы резкого снижения  числа докторов наук на медицинском факультете не ожидается.
Работа по дальнейшему повышению остепененности  ППС продолжается, на  факультете ежегодно проходит защита не менее 2-3 диссертаций на степень кандидата и/или доктора наук.
В настоящий момент на медицинском факультете 39 докторов наук.

Вопросы про внеучебную деятельность

«Университет тратит значительные средства на кружки для детей, финансирует разные творческие идеи студентов. Но основным направлением вуза все же является образование. Скажите, пожалуйста, не распыление ли это ресурсов?»

Директор Дворца культуры Анна Заворзаева:

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Рекомендациям по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16, Стандарту организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, уставу ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И. Н. Ульянова» наш вуз обязан заниматься вопросами, связанными с внеучебной деятельностью. Ежегодно мы формируем план финансово-хозяйственной деятельности вуза и согласовываем его с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Одним из пунктов Соглашения является «Социальное обеспечение обучающихся», которое предполагает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время. Творческие студии, которые пользуются наибольшим интересом у наших обучающихся, финансируются за счет средств грантов  Федерального агентства по делам молодежи. Мы используем ресурсы целенаправленно, с учетом пожеланий наших студентов. И, надо сказать, студенты очень активно пользуются возможностью найти источники финансирования для своих идей, мы с удовольствием их поддерживаем, понимая, что тем самым мы, собственно говоря, формируем навыки «softskills».

«В университете создается много новых структурных подразделений — оправдывают ли они свое существование? Например, бизнес-инкубатор существует год и какие у него результаты?»

Руководитель бизнес-инкубатора Владимир Иванов:

Организация в последние годы таких структур как Центр по работе с одаренной молодежью, Центр профориентации, Центр коммуникаций, Управление проектной деятельности — безусловное требование времени.
Прикладываем отчет о деятельности бизнес-инкубатора за  учебный год, состоящий из 30 пунктов – каждый из них вы можете предметно изучить.

«Как финансируется проведение Студенческих весен?»

Директор Дворца культуры Анна Заворзаева:

Все, что находится во Дворце культуры, безвозмездно предоставляется как студенческим командам, так и используется для проведения внутривузовский мероприятий. Помимо этого, в ДК организованы творческие студии и коллективы, функционирует студия звукозаписи и фото-студия. Всем этим могут совершенно безвозмездно пользоваться студенты.
Особо хочется отметить, что для организации Студенческой весны выделяются средства, которые идут на приобретение материалов для создания декораций, пошива костюмов, создание спецэффектов.

«Спорт и  массовая физкультура. Что полезнее для здоровья?».

Доцент кафедры физической культуры и спорта Авенир Ермолаев:

Спорт и физическая культура имеют существенные отличия и не являются идентичными понятиями. Спорт подразумевает постоянные тренировки и состязания, физкультура — общее оздоровление организма. Спортом нужно заниматься регулярно и целенаправленно, физкультурой — часто (для достижения оздоровительного эффекта— не менее 6 часов в неделю), но, главное, чтобы было в удовольствие. Спорт постоянно ставит жесткие цели, для осуществления которых нужно работать на пределе своих возможностей, физкультура же учит заниматься размеренно, подбирать нагрузки под свою физическую подготовку, чтобы не навредить здоровью. В спорте множество правил и ограничений, в физкультуре строгих правил нет. Итог занятий спортом — соревнования и награды, что немыслимо без отменного здоровья, физкультурой же мы занимаемся только для своего здоровья и приятного досуга.

Спорт подразделяется на любительский и профессиональный. Любительский спорт — это занятия в спортивных секциях учебных заведений, спортивных школах, индивидуальные занятия под руководством специалиста. При правильной организации процесса тренировки и восстановления не приносит вреда здоровью занимающихся. Профессиональный спорт человек выбирает сам, как и любые другие профессии. А профессии бывают разной трудности. К примеру: керлинг — олимпийский вид спорта. Сравните профессию керлингиста и летчика, шахтера, подводника…

Вопросы, касающиеся условий труда и заработной платы

«Будет ли развито доменное пространство университета до уровня, когда электронные адреса руководства и преподавателей будут иметь доменный адрес университета, а не адреса различных почтовых адресов.

Начальник управления информатизации Иван Пивоваров:

Это актуальный вопрос. Ответ находится по ссылке http://ui.chuvsu.ru/index.php/2010-09-08-11-18-26
Заявка на получение почтового ящика на сервере mail.chuvsu.ru(doc,21КБ)

 «Будет ли традиционная премия или другие выплаты перед началом учебного года?»

Главный бухгалтер Татьяна Степанова:

Да, всем работникам регулярно оказывается финансовая помощь. Также выплачивается  единовременная стимулирующая выплата по итогам работы за выполнение показателей и критериев оценки эффективности деятельности, исходя из индивидуального коэффициента активности преподавателя по форме балльно-рейтинговой системы оценки работы профессорско-преподавательского состава работникам университета.