Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, прежде чем приступить к основному докладу, позвольте поблагодарить всех членов рабочей группы, участвовавших в подготовке государственного доклада Президиума Государственного совета Российской Федерации. Хочу отметить, что все предложения, которые мы получили от членов рабочей группы, максимально учтены в представленном сегодня на обсуждение государственном докладе.

В последние годы в Российской Федерации все больше внимания уделяется работе с талантливой молодежью. Мы это ощущаем. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич обозначил одаренную молодежь как основной стратегический  ресурс развития регионов и в целом всей страны.

Вопросы развития одаренных детей напрямую связаны с новыми реалиями и теми требованиями, которые ставит перед нами быстро меняющийся мир. А именно, идеей целенаправленного образования детей и молодежи, имеющих  ярко выраженные способности.

Интеллектуальный и творческий потенциал талантливых детей в условиях глобализации все больше рассматривается в качестве основного капитала общества, и в связи с этим развитие полноценной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития талантливых детей и молодежи становится одним из важных направлений государственной политики.

Рабочей группой проведен анализ международного опыта развития системы поддержки талантливой молодежи.

В качестве примеру отмечу, что в ряде европейских стран приняты специальные государственные программы, обеспечивающие интенсивные исследования и использование накопленного практического опыта по выявлению одарённых детей. В частности, в Великобритании принята «Национальная программа развития образования одарённых и талантливых учеников».

Широко распространена практика создания целевых специальных фондов поддержки талантливых детей и молодежи.

Вместе с тем, Россия тоже имеет большой опыт выявления, поддержки и развития ряда уникальных способностей у молодого поколения. Например, одарённость в таких предметах, как математика, физика, информатика и других. Нам следует укрепить достигнутые позиции и продвинуться дальше в этом направлении.

Хотим отметить, что в настоящее время в России сформирована определенная нормативно-правовая, организационно- финансовая база для развития талантливых детей и молодежи в разных сферах. Изучив материалы представленные регионами, федеральными министерствами, можно с уверенностью сказать, что во всех субъектах созданы условия для развития талантливых детей и молодежи в интеллектуальной, творческой, спортивной областях. Активно развивается и инфраструктура учреждений: в субъектах функционируют и специализированные школы, и учреждения профессионального образования, и региональные центры по работе с указанной категорией.

Динамично развивается система работы с талантливыми детьми из сельской местности. Самой популярной формой для сельских школьников стали очно-заочные школы, созданные на базе учреждений дополнительного образования.

В субъектах Российской Федерации активно используются инновационные формы  работы с одарёнными детьми такие как: дни науки, научно-исследовательские и творческие проекты, мастер-классы, деловые игры, экологические рейды, фольклорные экспедиции и другие.

Самой массовой и востребованной формой развития талантливых детей является система интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсов, соревнований, а также всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по 21 учебному предмету, школьным уровнем олимпиады в среднем охвачено 32 процента обучающихся.

По абсолютному числу победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в прошлом году  лидировали: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Челябинская область, Кировская область, Пермский край, Новосибирская область, Чувашская Республика, Нижегородская область.

Регионы отмечают, что всероссийская олимпиада школьников, вузовские олимпиады для школьников сегодня являются системообразующим элементом в отечественной технологии поиска и развития интеллектуально одаренных детей.

Безусловно, как Вы правильно отметили, Дмитрий Анатольевич, весомую роль в развитии детей играет система дополнительного образования. В настоящее время около 11 млн. детей (49,1 % от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, экологией, туризмом, краеведением, увлеченно реализуют себя в исследовательской деятельности. Особо хотел бы отметить положительный опыт работы учреждений дополнительного образования детей по развитию спортивных талантов.

Сегодня в субъектах Российской Федерации функционирует 5 тысяч учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, в них занимаются более 3,5  млн. юных спортсменов. Именно учреждения спортивной направленности являются базовой ступенькой в «выращивании» спортсменов, достигающих выдающихся результатов.

В сфере  физической культуры и спорта в Российской Федерации уделяется также особое внимание развитию системы поиска и отбора одаренных детей и молодых людей.

Успешные регионы, в которых эффективно действует система материального стимулирования юных спортсменов и тренеров за выдающиеся результаты, приведены в государственном докладе.

Важное место в системе материальной поддержки талантливых олимпийцев занимают стипендии Президента Российской Федерации.

Таланты создать нельзя, но можно сформировать благоприятную среду для их развития, чем шире представлена данная среда, тем чаще появляются таланты и гении.

Важным звеном в системе поиска талантливых детей в сфере культуры и искусства являются детские школы искусств (музыкальные, хоровые, фольклорные, художественные, хореографические, театральные и др.), которые охватывают свыше 11 процентов школьников страны в возрасте от 7 до 15 лет.

Более 70 процентов детей, обучающихся в детских школах искусств, во время обучения принимают участие в творческих конкурсах, смотрах, фестивалях, концертах, выставках и других мероприятиях всероссийского и международного уровней.

Национальное достояние нашей страны – это училища, колледжи, академии в сфере культуры и искусств, такие как Центральная музыкальная школа (колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой, Московская академия хореографии, Пермский и Новосибирский хореографические колледжи другие, безусловно, позволяют развивать творчески одаренных личностей.

Динамично развивается в России система материальной поддержки молодых дарований в интеллектуальной области. С 2003 года для поддержки молодых российских ученых выделяются гранты Президента Российской Федерации. Учреждены стипендии Президента и Правительства Российской Федерации победителям всероссийских и международных олимпиад, конкурсов грантов для молодых ученых. Дополнительно в текущем году учреждены стипендии студентам и аспирантам, обучающимся на специальностях, связанных с модернизацией экономики (3 тысячи стипендий Президента и 5 тысяч стипендий Правительства Российской Федерации). Все это создает благоприятные условия для развития инфраструктуры российской науки и привлечения в нее молодых талантов.

По аналогии с Федерацией в регионах действуют  программы адресной материальной поддержки и поощрения талантливых детей и молодежи. Объемы региональных ресурсов, выделяемых на эти цели, составляют от 108 тыс. до 85 млн. руб. при среднем показателе по Российской Федерации 11 млн. рублей в год.

Приведу в качестве примера наш региональный опыт. Ежегодно, начиная с 2002 года, по тысячи молодых людей получают  специальные стипендии для представителей молодежи за особую творческую устремленность. Ее обладателями на принципах состязательности за последние 9 лет стали 9 тысяч человек. Из республиканского бюджета эти цели было направлено более 150 млн. рублей. Предпринимаемые нами меры не напрасны. Одним из ярких примеров служит тот факт, что 100 процентов стипендиатов, обучавшихся на электротехническом факультете Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова, после окончания вуза трудоустраиваются на предприятия-лидеры в области разработки микропроцессоров.

Многое сделано, но этого пока недостаточно. Озвучу основные проблемы в сфере поддержки талантливых детей и молодежи в Российской Федерации, которые необходимо сегодня обсудить и выработать единые пути их решения.

1.         Одной из ключевых проблем следует обозначить, недостаточно развитую систему ранней поддержки одаренности. Статистика показывает, что пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям, которые как правило, лишены необходимого для развития их талантов педагогического сопровождения. В результате, лишь 2-5 процентов детского населения проявляют себя как одарённые.

Кроме того, определенные проблемы имеются и в начальной школе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить талантливых детей, не знают их особенностей.

Решение проблемы видится в серьезном изменении системы подготовки кадров для дошкольного образования и учителей начальных классов. Необходимо, чтобы каждый воспитатель, учитель начальных классов владел эффективными технологиями по ранней диагностике и сопровождению талантливых детей.

2. Широкие возможности для развития талантов детей в разных сферах, как я уже ранее говорил, предоставляет система дополнительного образования. Однако разные возможности местных бюджетов не дают полноценно поддержать талантливых детей, создавать равные условия для их развития.

В связи с этим предлагаем внести дополнения в статью 8 проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривающие отнесение организации дополнительного образования к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. И на федеральном, и на региональном уровнях следует выработать единые рекомендации по определению особых принципов финансирования образовательных программ, направленных на развитие талантливых детей. Как пример - школа «отдельной строкой» может получить финансы, которые должны быть использованы только на реализацию программ для талантливых учащихся.

Кроме того, педагог в детском саду, школе, учреждении дополнительного образования детей, учреждении профессионального образования, благодаря которому юный талант добился высоких результатов, должен получать стимулирующие выплаты.

4. Несмотря на очень активную работу по поддержке талантливых студентов, молодых ученых, все еще актуальной для России, для регионов остается проблема «утечки талантов».Таланты уезжают из регионов в крупные города, а лучшие из них – в другие страны. Конечно, высокая степень мобильности молодых профессионалов, их конкурентоспособность говорят о качестве образования, авторитете российских научных школ.

Необходимо поддержать предложения регионов о создании специального Федерального фонда поиска и поддержки талантов, который аккумулировал бы в себе все виды государственной поддержки, систему для поддержки профессиональной карьеры талантливой молодежи, программы сопровождения особо выдающихся детей, студентов, а также систему привлечения организаций реального сектора экономики в процесс развития способностей одаренной молодежи.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!

Я озвучил наиболее актуальные проблемы и предложения, которые были обозначены членами рабочей группы в рамках подготовки к заседанию Президиума. Основные проблемы по обсуждаемому вопросу и пути их решения представлены также в проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему. Полагаем, что материалы нашей рабочей группы станут хорошим дополнением для доработки проекта Концепции.

Спасибо за внимание!

Файл презентации...

Сайт Главы Чувашской Республики

ruschuvashengfr 
 
vk yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia