spid
el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

(Из выступления ректора Чувашского госуниверситета В.Г. Агакова на пленарном заседании Республиканской конференции работников образования «Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в Чувашской Республике». 23 августа 2011 года)

…В каждой организации, каждом обществе есть проблемы.  Для их решения очень часто используют «метод латания дыр». Такой метод позволяет достаточно быстро решать локальные проблемы. Возможно даже, многократное применение этого метода через многие годы приведет к изменению качественного состояния той или иной организации или общества. Нам представляется, что если мы хотим добиться изменения качественного состояния общества, улучшения его состояния за достаточно короткий период, необходимо использовать системный подход, применяя системные методы, а не только «метод латания дыр»,  с помощью которого сначала разрешается одна проблема, затем очередная и т.д. Системный метод решения проблем предполагает не только прогнозирование тех или иных событий или возможных проблем, не только прогнозирование будущего состояния общества, но и, в первую очередь, предполагает проектирование будущего состояния. Одним из системных подходов является законодательное обеспечение функционирования общества, в частности, системы образования в обществе, стране…

Новый закон об образовании в Российской Федерации имеет два несомненных положительных качества:

  1. Объединяет два федеральных закона - Закон РФ «Об образовании» от  10.07.1992 года № 3266-1 и «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года № 125-ФЗ с многочисленными дополнениями и изменениями.
  2. Отражает те реалии, которые сложились в нашем обществе.

Однако Закон должен не только описывать существующие реалии, но и проектировать будущее, он должен быть направлен также на совершенствование качественного состояния общества. В части совершенствования качественного состояния системы образования в РФ мы хотели бы отметить несколько положительных моментов в проекте закона, очень  важных для подготовки высокопрофессиональных специалистов с высшим профессиональным образованием:

- Сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 14), когда образовательная деятельность осуществляется совместно с другими организациями посредством сетевого взаимодействия,  используются ресурсы нескольких организаций.

- Установление квоты для поступающих в вузы на льготной основе (ст. 73).

- Расширение деятельности подготовительных отделений для поступления в вузы (ст. 73).

- Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием (ст. 46).

Нам представляется, что положение в проекте закона (ст. 71) о том, что прием в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без вступительных испытаний, не совсем правильно. Мы считаем, что должен  быть введен определенный конкурсный отбор лиц для поступления в учреждения СПО и установлена зависимость стипендиального обеспечения студентов учреждений СПО от успеваемости (ст. 36).

Хочу довести до высокого собрания несколько наших предложений, которые были поддержаны на I Международном промышленном молодежном форуме «Инженеры будущего- 2011» и легли в основу выработанных на Форуме рекомендаций для органов власти РФ:

1) Ввести государственное распределение выпускников вузов, обучавшихся в рамках  государственного задания, с определенным сроком работы на том предприятии, куда их направляет государство. Обеспечить предоставление молодым специалистам жилья на условиях некоммерческого найма или путем предоставления льготных (или беспроцентных) кредитов при покупке квартиры и строительстве дома.

2) Законодательно увязать целевой прием студентов и целевую подготовку специалистов (ст. 103).

3) Расширить возможность перевода студентов с контрактной формы обучения на бюджетную для всех отличников и тех из хорошистов, кто активно участвует в учебно-исследовательской работе (ст. 58).

4) Сохранить отсрочку от службы в армии на период учебы в вузе только для студентов, которые обучаются за счет бюджета в рамках  государственного задания и студентов, обучающихся на платной основе на первые два года обучения.

5) Восстановить отсрочку от службы в армии для  выпускников инженерно-технического профиля (или других направлений подготовки, определяемых Правительством РФ), работающих по направлению государства после окончания вуза и работающих на предприятиях ОПК.

6)     Ввести дифференцированный размер академической стипендии в зависимости от направлений подготовки и специальностей. Установить более высокую стипендию студентам и аспирантам, обучающимся на инженерно-технических специальностях (или других направлениях подготовки, определяемых Правительством РФ). Содействовать дифференциации стипендиальной поддержки в зависимости от академической успеваемости (ст. 36) и, в особенности, успехов в учебно-исследовательских практико-ориентированных проектах.

7) Создавать в регионах учебно-научно-производственные кластеры путем кооперации  организаций образования и науки, производства и бизнеса: создание совместных учебных и научных лабораторий, учебных классов базовых кафедр на предприятиях, организация прохождения практики студентов на предприятиях и т.д. Поддержать создание Центров коллективного пользования в вузах и производственных организациях. Содействовать воссозданию системы хоздоговорных связей между предприятиями, НИИ, КБ и вузами.

Мы надеемся, что новый Закон об образовании, который будет принят после обсуждения научно-педагогической общественностью, позволит успешно решать многие проблемы, которые существуют в настоящее время в системе образования РФ, и будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию нашего общества.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia