Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 1. Тема выпуска: Исторические науки  /  ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ (1920-е – 1950-е годы)

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ (1920-е – 1950-е годы)

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-96-103

УДК 94(470)

ББК 63.3

И.А. СЕМЕНОВ

Ключевые слова

среднее профессиональное образования, Чувашия, колледжи и техникумы, аграрное образование

Аннотация

В реалиях современного времени большой проблемой для России является дефицит молодых профессиональных кадров. Важными поставщиками работников являются средние профессиональные образовательные учреждения. Для того, чтобы понять, каким образом идет процесс «выращивания» востребованных специалистов, перед исследователями встает ряд актуальных вопросов. Прежде всего, необходимо выяснить, какие учебные учреждения ведут подготовку кадров, по каким направлениям и профессиям? Поэтому целью данного исследования является изучение развития системы среднего профессионального образования в 1920–1950-е гг. на примере одного из субъектов РФ – Чувашской Республики.

Материалы и методы. Во главе научно-теоретической базы статьи стоят научные принципы историзма, объективности, социального подхода, альтернативности, которые в своей основе отражают исследование различных процессов с учетом динамического развития и взаимодействия элементов.

Результаты исследования. Самостоятельный этап в развитии системы образования и СПО был связан с провозглашением в стране советской власти и созданием Чувашской автономной области в 1920 г. В Чувашии наблюдалась необходимость в создании самостоятельных образовательных учреждений. Техникумы становились наиболее актуальным типом учебных заведений. В 1930-е гг. происходит увеличение количества средних специальных учебных заведений, что способствовало росту численности специализированных кадров. Подготовка новых специалистов осуществлялась на предприятиях Чувашии, а также на специальных курсах. Импульсом к увеличению темпов подготовки рабочих из числа чувашского населения стало открытие школ фабрично-заводского ученичества и рабочих факультетов. В 1940-е гг. были созданы школы рабочей молодежи, начали функционировать вечерние школы сельской молодежи.

Выводы. В современных условиях среднее профессиональное образование – это востребованный уровень обучения, в рамках которого ведется подготовка кадров по прикладным профессиям, в чем явно нуждается Чувашия. Неслучайно за более чем 100-летний период своего развития республика создала целый комплекс средне-специальных учреждений, большая часть которых продолжает свою работу по выпуску специалистов. Первые такие учреждения начинают формироваться в 1920–1930-е гг. Данный период включал много трудностей в системе образования, что во многом было связано с отсутствием профессиональных педагогов и сложностями в материально-техническом обеспечении социальной сферы. Период окончания ВОВ создал новый импульс для открытия организаций СПО, что было связано с восстановлением экономики государства. К началу 1950-х гг. в республике насчитывалось 22 таких образовательных учреждения, ставших важным звеном в системе образования Чувашии.

Литература

  1. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. История создания и основные этапы развития городских училищ Чувашского края // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 11–17.
  2. Бойко И.И., Харитонова В.Г., Захаров Д.А. История Чувашии Новейшего времени. Кн. II. 1945–2005. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. 397 с.
  3. Валько Е.Е. Формирование основ профессионально-технической системы образования в рамках государственного законодательства в 1920–1940 гг. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 219–221.
  4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 2. Л. 16.
  5. ГИА ЧР. Ф. Р-1884. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.
  6. Ефимов Л.А. Чувашский педагогический рабфак в системе подготовки учительских кадров Чувашии в 1930-е гг. // Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1(106). С. 162–169.
  7. К XVII Чувашской областной партийной конференции: материалы к отчету Чувашского ОК ВКП(б) / Чуваш. обл. ком. ВКП(б). Чебоксары: Чуваш. парт. изд-во, 1933. 336 с.
  8. Ко дню СПО: история становления и развития профессионального образования в России (XVIII–XX вв.) [Электронный ресурс]. URL: https://pmk-online.ru/news/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xviiixx-vv/ (дата обращения: 11.09.2023).
  9. Культурное наследие Чувашии [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie.nbchr.ru/nasledie/obrazovanie-prosveshhenie/ (дата обращения: 11.07.2023).
  10. Ларина Е.В. Из истории формирования системы профессионально-технического образования в советской России в начале 1920-х годов (на материалах г. Москвы и Московской губернии)// Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 4. С. 49–53.
  11. Огандеева Е.В., Горбунова Т.В. Становление среднего профессионального образования в Чувашской Республике [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32026 (дата обращения: 18.07.2023).
  12. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. Т. 2. 774 с.
  13. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства (далее – СУ РСФСР). 1926. № 1. Ст. 4.
  14. СУ РСФСР. 1926. № 9. Ст. 64.
  15. Тимофеев В.В., Тимофеев М.В. Проблемы образования и воспитания и их решения в Чувашии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, № 4. С. 263–267.
  16. Чувашский рабфак и его реорганизация [Электронный ресурс] // Ялав. 2020. 16 окт. URL: https://yalav.ru/gazeta/3379-chuvashskij-rabfak-i-ego-reorganizatsiya (дата обращения: 11.07.2023).

Сведения об авторе

Семенов Иван Анатольевич – начальник 3-го курса 1-го факультета (военно-политической работы и журналистики), Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ, Россия, Москва (semvanya@mail.ru).

Формат цитирования

Семенов И.А. Эволюция системы среднего профессионального образования в Чувашии (1920-е – 1950-е годы) // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 1. – С. 96–103. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-96-103.

Загрузить полный текст статьи