Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, РОДНЫЕ ЯЗЫКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, РОДНЫЕ ЯЗЫКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-29-37

УДК 316.343-057.875:39(470.344)

ББК С543.172:С545.1

А.В. ГРИГОРЬЕВ, И.В. МУРАВЬЕВА,  Е.В. ТКАЧЕНКО, М.Ю. ХАРИТОНОВ

Ключевые слова

культурное многообразие, этнические особенности, этнокультурное образование, социологические опросы, родные языки

Аннотация

В статье приводятся результаты социологического опроса 300 студентов трех высших учебных заведений Чувашии, проведенного в октябре 2018 г. Основное внимание было обращено на проективные возможности использования в учебе различных сюжетов, имеющих непосредственное отношение к этнокультурным особенностям народов России. Безусловным лидером в этом выборе стала тема истории и культуры родного края, затем сюжеты, связанные с народными кухнями, национальными традициями и народными праздниками. Отмечен значительный интерес студентов к возможности такого выбора: в среднем каждый респондент выбрал около 5 из 13 предложенных вариантов. Сравнение ответов чувашей и русских по частоте выбора и предпочтениям показывает, что студенты-чуваши в большей степени проявляют интерес к национальным традициям: в 7 из 13 случаев их ответы превосходили ответы студентов русской национальности по частоте выбора тех или иных культурных особенностей. Студенты высказали свою точку зрения по поводу возможного применения полученных знаний о народных традициях и культуре в получаемых профессиях. Ответ на вопрос о родных языках подтвердил уже имеющиеся наблюдения о том, что в качестве родного для одной пятой части респондентов выступает не один, а два языка. Для Чувашии в абсолютном большинстве случаев такой вариант означает признание родными русского и чувашского языков.

Литература

  1. Алос-и-Фонт Э. Исследование языковой ситуации в Чувашской Республике: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 2015. 324 с.
  2. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии: гражданские ценности, социокультурные ориентиры / ЧГИГН. Чебоксары, 2014. 124 с.
  3. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Этнокультурные предпочтения, родные языки населения Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2018. № 2. С. 31–39.
  4. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Реализация языковой политики в школьном образовании Чувашской Республики (конец 1980-х – 2019 гг.) // Вестник антропологии. 2019. № 4(48). С. 56–75.
  5. Бойко И.И. Чувашский язык и современные этнокультурные процессы // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 16 ноября 2019 г.). Чебоксары: Среда, 2020. С. 372–376.
  6. Долгова А.П. Об изменениях ситуации с родными языками в школах Чувашии: взгляд изрегиона // Родной язык: лингвистический журнал. 2020. № 1. С. 25–48.
  7. Исаев Ю.Н. Обеспечение условий для изучения и использования языков народов Российской Федерации // Роль государства и институтов гражданского общества в сохранении родных языков и литератур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22–23 октября 2021 г.) / сост. А.С. Егорова. Чебоксары: Среда, 2021. С. 210–216.
  8. Карпова О.В., Муравьева И.В., Павлова А.Н., Ткаченко Е.В. Проблемы этнокультурного развития в Чувашии: по материалам социологических опросов // Вестник Чувашского университета. 2020. № 4. С. 53–63.
  9. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах Росси / под ред. В. Тишкова и В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2016. 297 с.
  10. Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; ИЭА РАН, ЧГИГН. М.: Наука, 2017. 654 с.
  11. Этнокультурное содержание образования, российская идентичность и гражданское согласие в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад / ред. В.А. Тишков, В.С. Воронцов, В.В. Степанов. М.; Оренбург; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2017. 158 с.

Сведения об авторах

Григорьев Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (gavpost@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7530-7937).

Муравьева Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (irina17-04@bk.ru;  ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9368-3258).

Ткаченко Евгений Владимирович – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (krasnoludek85@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1692-3988).

Харитонов Михаил Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8498-6978).

Формат цитирования

Григорьев А.В., Муравьева И.В., Ткаченко Е.В., Харитонов М.Ю. Этнокультурные потребности, родные языки студенческой молодежи Чувашии // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 29–37. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-29-37.

Загрузить полный текст статьи