Главная  /  Новости  /  Сотрудникам  /  Заряжать студентов, заряжаться от студентов

Заряжать студентов, заряжаться от студентов

16.11.2023

Преподаватели ЧувГУ делятся своими историями.

19 ноября в России отмечают День преподавателя высшей школы. В преддверии профессионального праздника мы пообщались с нашими преподавателями и попросили рассказать, как они связали жизнь с университетом и чем именно нравится работа в вузе.

Елена Витальевна ИВАНОВА, декан юридического факультета, к.ю.н., доцент:

«Профессия преподавателя уникальна, в руках преподавателя находится нить, связующая поколения. Она дает тому, кто ее выбрал, и хорошее владение практическими навыками, и умелое применение теоретических знаний, и нацеленность на развитие, и возможность видеть результат труда в успехах студентов, выпускников. А еще это новые идеи, новые проекты. Это одна из причин моего выбора. И, конечно, верность академическим традициям моей семьи. О том, что преподаватель высшей школы – профессия особенная, я знала с детства благодаря маме Анне Васильевне Арсентьевой. Более 30 лет она работала в университете. Высочайшая самоотдача, открытость, искренность, служение профессии и людям – ориентиры для меня. Всегда помню фразу, сказанную мамой в одном из интервью: «Стараюсь приносить людям только добро…».

Решение преподавать в альма-матер пришло сразу после окончания обучения. И я ни разу о нем не пожалела. Университет, а вместе с ним и юридический факультет, растет и развивается. Мы встречаем сегодня более требовательных, нестандартно мыслящих студентов. Им важно не только получить престижную профессию юриста, но и заниматься творчеством, спортом, заявить себя в добровольческой деятельности, реализовать свой стартап или научный проект, получить вторую профессию. Университет и факультет – это территория студенчества. Поэтому наша задача – поддержать студентов и предоставить им возможность для развития, ведь в их руках будущее нашей страны.

За годы работы мы вырастили много достойных профессионалов. Приятно осознавать, что старт к их успеху в профессиональной карьере был дан на юридическом факультете. Многие из них сегодня стоят на страже закона и правопорядка по всей стране, несут службу в органах исполнительной власти, судейском корпусе. Многие наши выпускники – герои специальной военной операции. Хочется отметить, что наши недавние выпускники, с которыми знакомы и которых еще помнят сегодняшние студенты, также демонстрируют успехи в профессии и гордятся тем, какой профессиональный путь они выбрали.

От души поздравляю коллег с профессиональным праздником! Желаю здоровья, удачи, благополучия, исполнения задуманного, новых достижений и новых проектов!»

Николай Иванович КОЛЬЦОВ, заведующий кафедрой физической химии и высокомолекулярных соединений, д.х.н., профессор:

«Преподавателем я стал не случайно. Примером настоящего педагога для меня был и остается мой отец Иван Федорович Кольцов, учитель Шихазанской средней школы. Он привил мне любовь к химии, и я решил пойти по его стопам.

В 1966-1971 годах учился в Казанском химико-технологическом институте (ныне КНИТУ) на кафедрах химической кибернетики (мы были первыми ее выпускниками) и технологии пластических масс. После окончания вуза по распределению четыре года работал инженером АСУ на производственном объединении «Нижнекамскнефтехим», где занимался привязкой компьютеров к цехам для автоматизированного управления технологическими процессами. В 1975 году поступил в аспирантуру Института органической химии им. Н.Д. Зелинского АН СССР, которую успешно окончил с защитой кандидатской диссертации.

С 9 февраля 1978 года начал работать на кафедре физической химии и ВМС Чувашского госуниверситета, прошел все ступени преподавателя – от ассистента до профессора, заведующего кафедрой. Сорок пять лет учу студентов, и это доставляет мне большое удовлетворение. В преподавательской работе нравится возможность работать с молодыми людьми, передавать им свои знания, отвечать на их вопросы, которые часто выходят за рамки изучаемого материала, вырабатывать у студентов умение слушать и находить решения.

Учебный процесс в вузе тесно связан с наукой. Мотивацией в этом тандеме служит желание получить новые результаты, которые были бы интересны как научному сообществу, так и производственникам. К научным исследованиям стараюсь привлечь бакалавров, магистрантов, аспирантов, а также сотрудников предприятий, способных решать научно-практические задачи.

Горжусь своими выпускниками, многие из них защитили кандидатские диссертации – как под моим научным руководством, так и ученых других вузов, и тоже стали преподавателями. Некоторые мои ученики остались работать в нашем университете. Особенно хочется выделить тех, кто занимается наукой, работая на производстве.

Поздравляю коллег с Днем преподавателя высшей школы, желаю здоровья, не останавливаться на достигнутом и новых свершений на ниве образования и науки!»

Ирина Константиновна ИВАНОВА, доцент кафедры русского языка и литературы, к.ф.н.:

«После окончания школы с физико-математическим уклоном я поступила на филологический факультет ЧувГУ, но не потому, что у меня было плохо с математикой, просто любовь к чтению была сильнее всего. После окончания нашего университета стала учителем русского языка и литературы, выиграла конкурс «Учитель года» в своем городе и внезапно получила предложение Ларисы Алексеевны Мишиной – тогда заведующей кафедрой зарубежной литературы, стать преподавателем. И с этого начинается совсем другая история.

Преподаватель в вузе – это особая профессия. Я не просто передаю знания, а стараюсь развить личностные качества, расширить кругозор и, может быть, даже повлиять на образ мыслей. У меня были достойные наставники, учившие не терять себя, преодолевать трудности, быть открытыми этому миру и любить свою страну. Стараюсь передать это своим студентам. Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором главное – сохранить духовные ценности, а они, в свою очередь, заложены в дисциплинах, которые я и преподаю – литература и русский язык.

Мне хотелось поделиться своей радостью быть частью команды университета – и я стала профориентатором, связующим звеном между школой и вузом. По сути, мы выстраиваем систему непрерывного образования. А потом мои студенты стали радовать своими успехами в акселераторах. Филологи разрабатывали технологические инициативы, и это стало новым источником вдохновения, основанием для того, чтобы я стала наставником, трекером, а потом и руководителем Центра по работе с одаренной молодежью. Университет – это открытые возможности для всех, здесь преподаватель и студент становятся единомышленниками, и это самое ценное в нашей профессии».

Владислав Львович СЕМЕНОВ, декан факультета управления и социальных технологий, к.э.н., доцент:

«После завершения машиностроительного факультета мечтал работать на заводе, кстати, так и получилось. Но преподаватель родного факультета Петр Михайлович Салов предложил продолжить обучение в очной аспирантуре Чувашского госуниверситета, мотивируя тем, что необходимо иметь не только техническое образование, но и экономическое. В ноябре месяца 2000 года поступил в аспирантуру по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». В то время у аспирантов существовала «повинность» отрабатывать по 50 часов в год в качестве преподавателя, что заложило в моем подсознании интерес к этому виду деятельности. Сначала было трудно вести занятия, выступать перед студентами. Естественно, не хватало навыков, опыта, зачастую и компетенций, а иногда и наставника, который мог бы подсказать, как правильно выстраивать практические занятия, что стало причиной нежелания посвятить свою жизнь преподавательской деятельности. Поэтому после завершения аспирантуры я хотел и дальше работать на заводе. Но заложенный в подсознании интерес к преподавательской деятельности полностью проявил себя в 2006 году, когда мне действительно стало интересно работать с ребятами, тем более к этому времени уже исчез страх выступления перед студентами. Тогда однозначно решил остаться в университете.

Конечно же, работа в качестве преподавателя мне очень нравится, особенно возможность сочетать научную и преподавательскую деятельность. Интересно передавать студентам опыт, который формируется в ходе научных исследований, делиться передовыми знаниями, которые накапливаются при подготовке научных статей. Понимаю, что это действительно поможет студентам в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда.

Постоянным драйвером развития в качестве преподавателя являются студенты – высокомотивированные, с прекрасными способностями и амбициями, выдающие мгновенно блестящий результат. Они заряжают меня на постоянную работу над собой, так как студенты умеют очень быстро находить информацию и их внимание все труднее завоевать и удержать. Считаю, нам есть чему поучиться у нашей молодежи».

О. ГЕРАСИМОВА.