Главная  /  Новости  /  Наука и инновации  /  Ученые подводят итоги по проекту РНФ

Ученые подводят итоги по проекту РНФ

01.12.2023

«Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»: эти строчки из советской песни вспоминаются, когда мы узнаем, что в ЧувГУ учатся студенты десятка национальностей. Изучение межнациональных отношений имеет в нашей стране особую актуальность.

В 2022 году научный проект «Тюркские народы европейской России в условиях этноконфессионального развития и трансформации государственности XX – начала XXI века: анклавные этнотерриториальные группы, национальные конфликты, межкультурная адаптация» получил поддержку РНФ. Руководителем проекта является профессор ЧувГУ Е.К. Минеева, участниками исследования стали ученые из Чебоксар и Екатеринбурга. Работа близится к завершению, и мы попросили докторов исторических наук, профессоров университета Елену Константиновну Минееву и Татьяну Николаевну Иванову ознакомить общественность с ее результатами.

– Елена Константиновна, скажите, чему посвящен ваш проект, какие научные задачи удалось решить?

– Наше исследование позволило изучить анклавные этнотерриториальные группы тюркских народов европейской России в условиях изменения российской государственности на длительном историческом промежутке времени, а именно в XX – начале XXI века. Тема проекта достаточно обширная и емкая, поэтому ее раскрытие состояло из реализации научных задач, которые решались в течение 2022 и 2023 годов. Необходимо было выявить основные этапы и особенности трансформации российской государственной этноконфессиональной политики в изучаемый период; рассмотреть исторический опыт трансграничного взаимодействия тюркских народов; исследовать как сотрудничество, так и конфликтогенность анклавных этнотерриториальных групп анализируемых народов и т.д. Для этого были изучены документы из 12 архивов страны, проведены социологические исследования, интервьюирование и анкетирование на территории Башкортостана, Татарстана, Чувашии и Свердловской области.

– Татьяна Николаевна, скажите, что стало объектом изучения проекта?

– Попытаюсь пояснить простыми словами. Мы изучали группы тюркских народов, которые уже много веков проживают вне своих национальных республик. Для этого мы исследовали историю их образования, например, чувашей на территории Башкортостана и Татарстана, соответственно, башкир и татар, компактно проживающих в соседних регионах. Речь идет о существовании своеобразных этнических анклавов, таких, как, например, чувашский «Тӑхӑр ял» в Татарстане и др.

История образования трансграничных групп башкир, татар и чувашей связана с общими истоками их этногенеза. Отсутствие четких национальных границ, в то же время родственность этносов еще в средневековье способствовали, с одной стороны, определению территории их проживания в качестве основного ареала обитания, с другой, дисперсному расселению этих народов за пределами их территориальной концентрации. Назвать эти группы диаспорой сложно, так как одномоментного акта перемещения значительных масс населения, кроме того, за пределы государства, не происходило. В результате появляются анклавы, представители которых сохранили воспоминания об изначальном расселении на данной территории. Формирование РСФСР по этнотерриториальному принципу, стремление к установлению в 1920-е годы четких границ автономий и союзных республик привели к закреплению и развитию административных и этнических анклавов на территории большой страны.

– Насколько понятно из задач проекта, исследование очень разностороннее и достаточно сложное. Елена Константиновна, какие научные методы были привлечены для получения намеченных результатов, какие из них до сих пор в науке имеют спорный характер?

– Изучить особенности развития этнических групп, проживающих на территории России в XX – начале XXI века, является трудоемкой задачей. Для этого авторы проекта вынуждены были обратиться к теоретико-методологической базе, носящей в последние годы, как правило, междисциплинарный характер. В результате возникла потребность в использовании методов социокультурного, этнологического, а также историко-антропологического анализа. Применялись ретроспективно-хронологический метод, рассматривающий исторические условия формирования, развития и смену концепций российской национальной политики, проблемно-аналитический метод, помогающий выделять сложные блоки и позволяющий рассматривать составные вопросы развития межэтнических отношений в России.

Не простым в плане раскрытия проблемы является и понятийный аппарат. Любое изучение этнических групп подводит к необходимости обращения к таким понятиям, как «социально-культурная адаптация», «аккультурация», «интеграция», «национальная ментальность», зачастую имеющим различные подходы к их определению. Продолжающиеся дискуссии по поводу этнической терминологии – важное исследовательское направление при раскрытии темы анклавных групп тюркских народов европейской России.

– Что же показало проведенное социологическое исследование, к каким выводам вы пришли?

Елена Константиновна: Социологическое исследование проходило в четырех субъектах РФ, в опросе приняло участие более 1500 респондентов. К анкетированию также привлекались и эксперты – специалисты в области государственной национальной политики страны. Детальный анализ соцопросов представлен в наших публикациях, поэтому остановлюсь лишь на некоторых выводах. Например, продемонстрированный респондентами уровень толерантности к соседям сочетается с устоявшимся стремлением к сохранению собственной этничности в инокультурном окружении; с выработкой новых культурных стереотипов; безусловной аккультурацией, а также не двух, а трехязычием. Любовь к малой родине дополняется, с одной стороны, отсутствием стремления присоединиться к исторической родине, с другой, ревностным сохранением этнической культуры, иногда более ревностным, чем у носителей титульного этноса.

Татьяна Николаевна: Отметим еще одно наблюдение – существует достаточно широкий социокультурный пласт, сближающий родственные этнические группы. К нему можно отнести наследие классиков национальных культур, которое в равной степени принадлежит трем народам; сходство социально-хозяйственной модели жизнедеятельности; рост количества межнациональных браков; наличие общего российского самосознания и общероссийского патриотизма. Это в полной мере было продемонстрировано конкретными мероприятиями, например, недавно в ходе одновременного празднования 175-летнего юбилея чувашского просветителя И.Я. Яковлева в Москве, Башкортостане, Татарстане и Чувашии.

– Тема вашего исследования действительно может заинтересовать многих граждан, не только специалистов в области истории. Где можно ознакомиться с отдельными итогами проекта?

Елена Константиновна: Результаты проведенных исследований по проекту опубликованы в ведущих научных журналах и доложены на шести международных и всероссийских конференциях. Требованием конкурса являлась публикация не менее трех статей в журналах из международных баз данных Web of Science и Scopus. Итоги проекта были раскрыты в четырех таких статьях.

– Елена Константиновна, Татьяна Николаевна, что бы вы хотели пожелать молодым исследователям?

Елена Константиновна: История – это изучение прошлого, но всегда с перспективой на будущее. Хочу пожелать молодым исследователям заинтересованности и углубления в источники, чтобы ваши результаты были объективными, не связанными с конъюнктурой сегодняшнего дня, не забывайте о научной этике!

Татьяна Николаевна: В истории еще очень много белых пятен, неизученных проблем. Они ждут вас! Появляются новые методологии, актуальность некоторых тем возрастает, а это значит дальнейшее развитие исторической науки – в руках молодых ученых. Дерзайте!