Главная  /  Новости  /  Абитуриентам / Школьникам  /  Путёвка в жизнь для каждого ребёнка

Путёвка в жизнь для каждого ребёнка

17.08.2021

В Чебоксарах состоялась традиционная августовская педагогическая конференция, но на этот раз в новом, неожиданном формате. Без длинных речей и сложных формулировок — динамично, зрелищно, понятно. Вице-премьер — министр образования Чувашии Алла Салаева сразу призвала коллег к откровенности и сама ни разу не отступила от этого правила, четко обозначив в своем выступлении как успехи, так и проблемы региональной системы образования.

«Самоотверженная работа наших педагогов позволила весь учебный год провести без дистанционного формата обучения», — поблагодарила всех Алла Салаева. Однако пандемия заострила ряд «долгоиграющих» вопросов. Кто-то отказывался перестраиваться, другие не хотели изучать новые инструменты, при помощи которых ученики схватывают материал быстрее. Пока учитель пишет свой вопрос на доске, ученик успевает его загуглить. «Это увеличивает дистанцию между учеником и педагогом. Наша задача — научиться быть адаптивными», — обратилась к присутствующим Алла Салаева.

Сейчас стирается граница между «физиками» и «лириками». «Уже завтра люди одновременно будут обладать как техническими, так и гуманитарными навыками. Задача образования — дать им возможность равноценно развиваться во всех направлениях сразу», — продолжила министр образования Чувашии. И, наконец, еще одна ключевая компетенция — научиться мыслить из будущего. «Не из места, где мы сейчас находимся, а из места, куда хотим прийти, — пояснила спикер. — И уже на основе этого составлять стратегию действий».

Успешная подготовка детей к будущему зависит от способности системы образования реагировать, подстраиваться под изменения в обществе, в технологиях, в мире, считает Глава Чувашии Олег Николаев. И здесь один из приоритетов — профориентация школьников. «С раннего возраста дети должны быть вовлечены в получение компетенций, востребованных в обществе. Этому будет способствовать концентрация на площадках учебных заведений знаний высшей школы, производственных предприятий, бизнеса и иных структур», — подчеркнул Глава Чувашии.

На практике школьники быстрее поймут, в какой отрасли смогут лучше реализоваться. «Нашей задачей было создание методического центра по повышению уровня подготовки к госэкзаменам и олимпиадам. Однако образовательная программа — это не только ОГЭ и ЕГЭ, но и выпуск в жизнь конкурентного ребенка, — поделилась опытом директор гимназии № 5 Инна Исаева. — Теперь, благодаря поддержке администрации города Чебоксары, в учебном заведении есть технологические мастерские, лаборатории, где дети приобретают навыки. Шьют, моделируют, познают сначала дело, ремесло, а уже потом идут к учебникам биологии, химии, физики».

Помогают развиваться комплексу «школа — вуз — промышленные предприятия» и «Живые уроки», внедренные в столичных школах несколько лет назад, рассказал начальник городского управления образования Дмитрий Захаров. Уникальный проект дает возможность закрепить школьные знания на практике. В качестве примера Дмитрий Анатольевич привел опыт школы № 31: «Ребята, которые обучаются в профильных медицинских классах, знакомятся с основами профессии на базе медицинского факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова, проходят летнюю практику в Федеральном центре травматологии и ортопедии. Это позволяет им окончательно определиться с выбором будущей профессии, лучше подготовиться к поступлению в вуз». Итог такого взаимодействия — 80% выпускников профильных классов поступают на медфак ЧГУ.

Подобное сотрудничество необходимо выстроить и по другим направлениям. «Целевая подготовка сегодня работает слабо, — отметил ректор ЧГУ Андрей Александров. — Нет ресурса, который бы показывал по всем предприятиям, отраслям потребность в целевиках. Эту платформу необходимо создать».

«Для полноты картины мы разработали межотраслевую программу «Путевка в жизнь для каждого ребенка», рассчитанную на ближайшие пять лет. В разработке участвовало Правительство Чувашии, в постоянном режиме прогнозируя дефицит кадров по отдельным профессиям, — сообщила министр образования республики. — Кроме того, мы приняли решение увеличить как количество классов в старшей школе, так и число профилей, которые должны отвечать на запросы экономики. Список пополнят, к примеру, IT, инженерные, аграрные, медицинские направления».

И, конечно, педагогические. В образовательных учреждениях республики — свыше тысячи вакансий. Больше всего не хватает воспитателей и учителей начальных классов. И это при том, что Чувашия — один из 33 регионов страны, где есть педагогический университет. Очевидно, существующих мер материальной поддержки молодых специалистов недостаточно. Алла Салаева обратилась к руководству педагогического вуза с предложением совместно решить этот вопрос.

Неотъемлемой частью образования было и остается духовное воспитание подрастающего поколения. «Без духовности нет личности», — процитировала Алла Салаева великого советского педагога, нашего земляка Геннадия Волкова. Именно поэтому в школьную программу начинают вводиться элементы гражданской самоидентичности. Это обновленный курс «Мой город» в учебных заведениях Чебоксар, занятия, посвященные фронтовым и трудовым подвигам жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны. Школы ждет еще одно нововведение — информационные стендовые презентации под единым брендбуком «Гордость Чувашии». Оценить его можно будет уже с 1 сентября. «Дети в школе должны не только учить таблицу умножения и постигать азы грамматики, но и формировать активную жизненную позицию, — подчеркнул Глава Чувашии Олег Николаев. — Уважать окружающих и делать все, чтобы жизнь вокруг постоянно менялась к лучшему».

http://chebnovosti.ru.