Главная  /  Новости  /  Образование  /  От «бронзы» до наших дней

От «бронзы» до наших дней

17.10.2024

«Почему жена была старше мужа на пять-десять лет, и это считалось обычным делом?», «Невест воровали?», «Почему будущих жен выбирали в отдаленных деревнях?». Эти и другие не менее интересные вопросы задавали доценту ЧГУ имени И.Н. Ульянова Сергею Кодыбайкину те, кто пришел послушать его лекцию «Традиционная чувашская семья».

Примечательно, что встреча проходила в актовом зале одного из зданий, расположенных на территории Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах. День был воскресный, солнечный — отличное время для прогулок по набережной, что по соседству, но заявленная тема заинтересовала немало горожан. Она оказалась настолько волнительной, что слушатели то и дело перебивали кандидата исторических наук вопросами, и лекция вышла далеко за рамки академических полутора часов.

Сергей Кодыбайкин предупредил, что источников, рассказывающих об укладе чувашской семьи, сложившемся до 1917 года, не так-то много. Интересные сведения можно почерпнуть из работ первого писателя Чувашии, этнографа и историка Спиридона Михайлова (все они были созданы в середине ХIХ века) и советского этнографа и историка, профессора Николая Никольского.

Но начал лектор со времен, когда люди стали образовывать первые семьи. А произошло это в бронзовом веке, который ознаменовался распадом родовой общины и появлением имущественного неравенства. На традиции чувашской семьи большое влияние оказала религия: с принятием христианства одни языческие обряды и обычаи ушли в прошлое, другие трансформировались. Но семья всегда оставалась основой общества, где заботились о старших и старались достойно воспитать детей.

Патриархат или матриархат? «Последнее слово было за отцом. Но абсолютизировать нельзя. Все зависело от ситуации и характера человека», — ответил на вопрос слушателей Сергей Кодыбайкин. Тут-то и возникла упомянутая выше тема большой разницы в возрасте. В прежние века это никого не смущало — наши предки были весьма практичны. «Считалось, чем невеста старше — тем лучше, потому что это готовая хозяйка, которая все может», — объяснил доцент.

Лектор также подробно остановился на процедуре сватовства. (Кстати, невест искали подальше от дома для того, чтобы она не оказалась пусть дальней, но все же родственницей. Родства не должно было быть до седьмого колена — за этим строго следили). А свадьбы чуваши обычно играли в середине лета, перед сенокосом. Тоже из практических соображений — лишние рабочие руки семье в этот период не помешают.

Из старых традиций сегодня, пожалуй, остались выкуп места рядом с невестой, расстилание ковровой дорожки перед женихом. Хорошо, что битье новоиспеченной жены нагайкой по спине (для изгнания злых духов ее рода) больше не практикуется. И первую брачную ночь молодые, как в прошлые века, не проводят в обязательном порядке «вне жилого помещения». И рожать женщины отправляются не в баню, а в перинатальный центр.

Наверное, некоторые пожалеют о том, что не сохранились такие традиции как уплата калыма женихом и подготовка богатого приданого невестой. А вот истории с воровством потенциальных жен случались в деревнях даже в советское время. Кстати, этот обряд, заметил ученый, был у всех тюркских народов.

Сергей Кодыбайкин подчеркнул, что его лекции проходят в рамках Года семьи в России. Специалист выступает перед разными аудиториями, и всегда тема вызывает живой интерес — возросшее внимание к истории, традициям не может не радовать.

Сергея Николаевича долго не хотели отпускать. Вопросы так и сыпались: какой был статус у снохи в семье мужа, мог ли богатый жениться на бедной, учитывали ли родители мнение молодых, как и где знакомились юноши и девушки… Были и пожелания новых встреч. Например, поступило предложение о лекции на тему народных праздников. К слову, чуваши зимой отмечали Сурхури. Что это за традиция такая?

Вера Захарова. Газета “Советская  Чувашия”. 2024. 17 октября.