Главная  /  Новости  /  Наука и инновации  /  Мальчики направо, девочки – налево?

Мальчики направо, девочки – налево?

12.03.2022

Елена ЗАХАРОВА, магистрант факультета энергетики и электротехники ЧувГУ им. И.Н. Ульянова: «Женщины очень нужны в науке. Они креативны, талантливы, работают над актуальными и важными проектами, получают Нобелевские премии. Количество женщин в науке растет, в том числе из-за разных инициатив, направленных на то, чтобы женщины оставались в науке. Это и специальные грантовые программы, и помощь в социальной сфере».

Возможность получать такое же образование, какое получают мужчины, у женщин появилась относительно недавно. В России, например, всего 104 года назад – после революции. Тем не менее женщины наукой всегда не просто интересовались, а двигали прогресс вперед и совершали настоящие открытия. Женщины-ученые во главе институтов или больших научных групп встречаются сейчас по всему миру – и вряд ли кого-то этим удивишь. Они возглавляют лаборатории, преподают и меняют наши представления не только о мире вокруг, но и об академической карьере.

Женщины-ученые креативны и талантливы. В рабочей среде, даже в самые трудные времена, они находят новые, уникальные способы решения поставленных перед ними задач. Системы связи с расширенным спектром для мобильных сетей, GPS, Bluetooth и Wi-Fi, открытие радия и полония, компилятора для языков программирования, бронежилета, лазера для лечения катаракты и многих других открытий и изобретений не было бы без женщин-ученых. Сейчас, по данным ЮНЕСКО, среди всех научных сотрудников в мире женщин лишь треть, но с каждым годом ситуация меняется и их становится больше.

Нашей собеседнице, новочебоксарке, магистранту факультета энергетики и электротехники ЧувГУ им. И.Н. Ульянова Елене ЗАХАРОВОЙ, как и предыдущим героиням публикаций о женщинах-ученых, нравится узнавать или создавать новое в выбранных направлениях. Она – победитель конкурса «Молодежный день» «Российской энергетической недели», участник проекта «Большие вызовы» и различных проектов «Сириуса». А стереотипное мнение некоторых окружающих для нее всего лишь пережиток прошлого.

Выбор делать не пришлось

– Елена, почему при всем Вашем обаянии выбор пал именно на науку. Когда Вы ощутили в себе желание исследовать какие-то проблемы, стремление к научному поиску?

– Еще в младшей школе я увлекалась математикой, интересовалась решением олимпиадных задач, рассматривала более сложные примеры. Так и полюбила точные науки, в которых все основывается на законах и формулах. Я благодарна своей любимой бабуле, заслуженному учителю физики СССР, за то, что она прививала мне любовь к точным наукам с детства. Она показывала мне увлекательные опыты из физики, и я поняла, что хочу связать свою жизнь с физматом.

– Ваша специальность – энергетика и электротехника. Что повлияло на этот выбор?

– Все довольно просто. Глядя на своих родителей, которые непосредственно связаны с областью гидроэнергетики, я поняла, что и мне это интересно. В школьное время увлекалась физикой, в старших классах ездила в летние энергошколы от ПАО «РусГидро», где в учеников тщательно закладывают «фундамент» для знакомства с энергетикой. Все выстраивалось в жизни так, что даже выбор делать не пришлось.

– У Вас сейчас есть какой-то особенный человек, советник в науке?

– Нет, кого-то одного я выделить не могу. Мой опыт, хоть он и невелик, основывается на обучении у очень успешных преподавателей НИУ «МЭИ», которые знают о передовых технологиях. Мне повезло работать с людьми, которые успели за свою жизнь собрать достаточный багаж опыта. Они вложили в меня свои знания, помогали разобраться с теорией и практикой, за что я им очень благодарна.

– Область Ваших научных интересов — релейная защита и информационная безопасность АСУ ТП (автоматизированные системы управления техпроцессом – прим.авт.). Поясните, что это такое и где применяется?

– Думаю, что про релейную защиту большинство людей в курсе, что она защищает от коротких замыканий, предотвращает перебои в энергосистеме, сохраняет надежность и бесперебойное питание.

А вот с информационной безопасностью уже интереснее, ведь рассматривать возможные события и сценарии атак довольно занятно. То есть, я изучала перечень сценариев проникновения в основном в промышленную энергосеть, а также генерировала способы предотвращения нарушения работы систем.

– Бывали у Вас в жизни моменты полного погружения в работу? Когда все мысли только о проекте, и даже родные замечали, что Вы, как бы, «не с ними»?

– Нет, я не настолько ученый до мозга костей. Мне это интересно, но все же я не люблю «закрываться» от мира ради науки. Максимум могу «зависнуть» и задуматься о решении задачи во время разговора о каких-то бытовых вещах.

Не напишут в учебнике

– Вы были в составе делегации ЧувГУ на Конгрессе молодых ученых в Сочи в конце прошлого года. Расскажите подробнее о мероприятии.

– Конгресс молодых ученых – это финал большой кампании в поддержку российской науки и образования. Так сказать, подведение итогов Года науки и технологий. В нем приняли участие около трех тысяч молодых ученых – победителей конкурсов грантов, студентов, школьников и ведущих российских исследователей, представителей научных и образовательных организаций, органов власти и бизнес-сообщества. Конгресс стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества в области науки и образования, реализации мер поддержки молодых ученых и развития ключевых направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Мероприятия, которые проводились на базе «Сириуса», лично для меня были идеальными для получения новых знаний, ведь спикеры были люди с научными степенями, которые занимаются действительно важными проблемами современного мира. На таких мероприятиях очень много целенаправленных студентов, которые развивают свои проекты, а иногда могут помочь в реализации и мне. Такие саммиты очень важны для молодежи, ведь именно там затрагиваются вопросы, ответы на которые вряд ли можно встретить в учебнике.

– Елена, что посоветуете девушкам, которые хотели бы пойти в так называемые «мужские профессии», но не решаются, боятся.

– Я думаю, что в современном мире уже неверно делить профессии по половому признаку. Я считаю, что любая девушка может выбрать то, что ей по душе. Понравилась мне физика, решила связать свое обучение с энергетикой, почему бы и нет? Работаю в итоге не совсем по специальности, изучаю область информационной безопасности. Считаю, что нужно просто выбирать то, что интересно. У меня ни малейших сомнений не было. Но если кто-то боится сделать шаг, стоит сначала понять причину этого страха. Возможно, сразу станет ясно, что выбор профессии был верен.

Как удержать интерес?

– Как Вам кажется, почему так мало молодых людей идет в науку?

– У многих студентов и школьников я вижу интерес к исследовательской деятельности, способности и трудолюбие. Мысль о том, что молодежь сейчас избалована, меркантильна, хочет сразу получать высокую зарплату и именно поэтому не идет в науку – в корне неверна. Конечно, если молодежи преподносить науку как нечто возвышенное и недоступное, водить в лабораторию только на экскурсию и назидательно говорить «ничего не трогать руками», то интерес к науке пройдет быстро. А вот если вовлечь их в работу, научить, показать значимость их вклада в практический результат, то желание заниматься наукой будет только расти.

– Как Вы оцениваете состояние науки в России сейчас?

– Как и в любой сфере жизни в российской науке много и проблем, и достижений. Сейчас наши ученые достаточно интегрированы в мировое научное сообщество, обновляется приборная база, что позволяет повысить достоверность результатов, принимаются меры для продвижения молодежи в науке. Самая сложная проблема науки в России сегодня – это трудности внедрения научных результатов в производство.

– Возможны ли в наши дни революционные прорывы в науке, сопоставимые с открытиями 20-го века?

– Сложно ответить на такой вопрос, но думаю, что в познании окружающего мира мы еще очень мало сделали: чем больше открытий, тем больше неизведанного и непонятного. Так что, конечно, развитие в науке будет, другой вопрос «насколько это будет революционно»?

– Как Вы думаете, к чему должен быть готов молодой ученый?

– Учиться, учиться и еще раз учиться! Всегда быть открытым новому, идти в ногу со временем, быть готовым взглянуть на вопрос с другой точки зрения. Иногда отсутствие результата – это тоже результат! И он должен побуждать нас идти вперед к своей цели.

От редакции:

«Конечно, в Российской академии наук могло бы быть больше женщин, но вот уж так получилось», – так пять лет назад исполняющий обязанности президента академии Валерий КОЗЛОВ ответил на критику спикера Совета Федерации Валентины МАТВИЕНКО.

И с тех пор ситуация действительно меняется, в том числе, благодаря таким талантливым профессионалам, чей пытливый ум способен пробить «стеклянный потолок» в науке.

Александр КЛЕЙМАН. Газета «Грани». 2022. 12 марта.