Главная  /  Новости  /  Сотрудникам  /  Исследователь проблемы этноса

Исследователь проблемы этноса

10.11.2022
Категории: Сотрудникам.

Василий Артемьевич Федотов, доктор философских наук, профессор. Сразу же после окончания ЧГУ его приняли на работу ассистентом на кафедру философии. За время работы Василий Артемьевич опубликовал более двухсот научных статей, подготовил 7 кандидатов философских наук, опубликовал монографии «Традиции этноса – компонент обыденного сознания», «Этнофилософия – вековая мудрость народов».

В этом году В.А. Федотов празднует свой 75-летний юбилей.

Василий Артемьевич, расскажите о своей последней книге.

– Важным событием в жизни считаю знакомство с известным ученым, видным исследователем проблем этнической философии из Санкт-Петербурга Н.А. Берковичем. Произошло это в дни работы VI Российского философского конгресса в г. Новосибирске в 2009 году. Он был руководителем секции по этнической философии. Под впечатлением всего увиденного и услышанного я решил организовать в Чебоксарах своеобразную школу по исследованию проблем этнофилософии, провел в ЧГУ три международные научные конференции по этой проблеме. Первая конференция прошла в 2010-м на тему «Методологические проблемы этнофилософии».

В 2014 году прошла следующая конференция на тему «Актуальные проблемы становления и развития этнофилософии». Она была посвящена 100-летию со дня рождения Антона Ивановича Петрухина, видного исследователя народной мудрости этносов Поволжья и чуваш. А.И. Петрухин – один из первых докторов философии наук Чувашии.

Третья конференция «Современные тенденции развития этнофилософии» прошла в 2018 году. Во всех трех конференциях приняли участие видные ученые не только из Чувашии, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Казани, Йошкар-Олы и других регионов России и Казахстана. Итогом всех этих конференций явилась книга «Этнофилософия – вековая мудрость народов».

– О чем рассказывается в монографии?

– В ней рассматриваются актуальные проблемы этнической философии. Работа состоит из двух разделов: «Этнофилософия как объект исследования» и «Аспекты проявления этнофилософии».

В первом разделе изложены сущность и характерные особенности философии этноса. Философия этноса – это представление человека о мире, своеобразная национальная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этого сознания.

Во втором разделе рассмотрены проявления этнической философии в различных аспектах духовной культуры. Здесь раскрываются реалии национального бытия и составляющие его компоненты как условия формирования и развития этнофилософии. В их перечне традиционная культура в совокупности обычаев, ритуалов, праздников, обычно-правовые нормы, устное народное творчество, включающее наряду с известными фольклорными формами, эпические сказания, раскрывающие становление самосознания народа и его исторические судьбы. Непосредственный процесс генеза этнофилософии анализируется в контексте мировоззренческих функций обыденного сознания, ограниченного реалиями здравого смысла.

Здесь исследованы этнофилософские взгляды таких видных представителей чувашского народа, как поэт К.В. Иванов, этнопедагог Г.Н. Волков.

Кого из ученых Чувашии можете причислять к исследователям проблем этнофилософии?

– Родоначальником здесь бесспорно является профессор А.И. Петрухин. Известна его работа «Мировоззрение и фольклор». Определенный вклад в изучение данной проблемы своими диссертационными исследованиями и монографиями внесли и философы из нашей республики Н.А. Исмуков, Г.Э. Ахтямова, В.Ю. Кузнецов, Г.Д. Петрова, А.Г. Степанов, Т.Н. Евграфова, М.П. Желтов, Э.В. Никитина и другие.

Кого вы считаете своими учителями, духовными наставниками?

– Это близкие мне люди-профессора Энвер Зиатдинович Феизов, Антон Иванович Петрухин, Геннадий Никандрович Волков. Э.З. Феизов преподавал у нас философию на втором курсе. Под его руководством я написал студенческую научную работу на тему «Проявление законов философии в чувашском фольклоре», которая заняла призовое место на Всесоюзной научной конференции в Москве. Также Э.З. Феизов был научным консультантом при подготовке докторской диссертации.

А.И. Петрухин был заведующим кафедрой философии в нашем университете. Именно здесь я начал работать преподавателем после окончания вуза. Позже Антон Иванович стал руководителем моей кандидатской диссертации. Он познакомил меня с известным исследователем чувашской народной педагогики Г.Н. Волковым.

Геннадий Никандрович – автор монографии «Чувашская народная педагогика», которая для меня стала как бы настольной книгой. Народную систему воспитания он назвал этнопедагогикой, по ассоциации с этим термином, я, занимающийся исследованиями народной морали, назвал эту отрасль науки – этноэтикой. Дружили мы с Геннадием Николаевичем вплоть до его кончины.