В этом году В.А. Федотов празднует свой 75-летний юбилей.
– Важным событием в жизни считаю знакомство с известным ученым, видным исследователем проблем этнической философии из Санкт-Петербурга Н.А. Берковичем. Произошло это в дни работы VI Российского философского конгресса в г. Новосибирске в 2009 году. Он был руководителем секции по этнической философии. Под впечатлением всего увиденного и услышанного я решил организовать в Чебоксарах своеобразную школу по исследованию проблем этнофилософии, провел в ЧГУ три международные научные конференции по этой проблеме. Первая конференция прошла в 2010-м на тему «Методологические проблемы этнофилософии».
В 2014 году прошла следующая конференция на тему «Актуальные проблемы становления и развития этнофилософии». Она была посвящена 100-летию со дня рождения Антона Ивановича Петрухина, видного исследователя народной мудрости этносов Поволжья и чуваш. А.И. Петрухин – один из первых докторов философии наук Чувашии.
Третья конференция «Современные тенденции развития этнофилософии» прошла в 2018 году. Во всех трех конференциях приняли участие видные ученые не только из Чувашии, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Казани, Йошкар-Олы и других регионов России и Казахстана. Итогом всех этих конференций явилась книга «Этнофилософия – вековая мудрость народов».
– В ней рассматриваются актуальные проблемы этнической философии. Работа состоит из двух разделов: «Этнофилософия как объект исследования» и «Аспекты проявления этнофилософии».
В первом разделе изложены сущность и характерные особенности философии этноса. Философия этноса – это представление человека о мире, своеобразная национальная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этого сознания.
Во втором разделе рассмотрены проявления этнической философии в различных аспектах духовной культуры. Здесь раскрываются реалии национального бытия и составляющие его компоненты как условия формирования и развития этнофилософии. В их перечне традиционная культура в совокупности обычаев, ритуалов, праздников, обычно-правовые нормы, устное народное творчество, включающее наряду с известными фольклорными формами, эпические сказания, раскрывающие становление самосознания народа и его исторические судьбы. Непосредственный процесс генеза этнофилософии анализируется в контексте мировоззренческих функций обыденного сознания, ограниченного реалиями здравого смысла.
Здесь исследованы этнофилософские взгляды таких видных представителей чувашского народа, как поэт К.В. Иванов, этнопедагог Г.Н. Волков.
– Родоначальником здесь бесспорно является профессор А.И. Петрухин. Известна его работа «Мировоззрение и фольклор». Определенный вклад в изучение данной проблемы своими диссертационными исследованиями и монографиями внесли и философы из нашей республики Н.А. Исмуков, Г.Э. Ахтямова, В.Ю. Кузнецов, Г.Д. Петрова, А.Г. Степанов, Т.Н. Евграфова, М.П. Желтов, Э.В. Никитина и другие.
– Это близкие мне люди-профессора Энвер Зиатдинович Феизов, Антон Иванович Петрухин, Геннадий Никандрович Волков. Э.З. Феизов преподавал у нас философию на втором курсе. Под его руководством я написал студенческую научную работу на тему «Проявление законов философии в чувашском фольклоре», которая заняла призовое место на Всесоюзной научной конференции в Москве. Также Э.З. Феизов был научным консультантом при подготовке докторской диссертации.
А.И. Петрухин был заведующим кафедрой философии в нашем университете. Именно здесь я начал работать преподавателем после окончания вуза. Позже Антон Иванович стал руководителем моей кандидатской диссертации. Он познакомил меня с известным исследователем чувашской народной педагогики Г.Н. Волковым.
Геннадий Никандрович – автор монографии «Чувашская народная педагогика», которая для меня стала как бы настольной книгой. Народную систему воспитания он назвал этнопедагогикой, по ассоциации с этим термином, я, занимающийся исследованиями народной морали, назвал эту отрасль науки – этноэтикой. Дружили мы с Геннадием Николаевичем вплоть до его кончины.