Главная  /  Новости  /  Образование  /  И.Е. ПОВЕРИНОВ: «Мы стремимся к созданию вуза нового поколения»

И.Е. ПОВЕРИНОВ: «Мы стремимся к созданию вуза нового поколения»

04.02.2020

17 декабря прошлого года на конференции работников и обучающихся были утверждены изменения в Программу развития университета на 2017-2021 годы.Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем об инновациях в Программе.
Сегодня с проректором по учебной работе И.Е. Повериновым беседуем о ключевых направлениях  изменений в образовательной деятельности.

– Игорь Егорович, университет в последние годы плотно работает с абитуриентами и школьниками. Какие новые проекты призваны привлечь их в наш вуз?

– Мы продолжаем реализовывать зарекомендовавшие себя «Университетские субботы», «Деловые завтраки с ректором», «Университет для родителей», «Инженерные классы». Успешно работает Малый физмат, где учатся школьники всех возрастов. В этом учебном году запустили уникальный проект «Электроэнергетика 7+», направленный на учеников начального и среднего звена школы. Во время занятий они знакомятся с основными понятиями электротехники, с тенденциями развития электроэнергетики и ее применением. Также в нашем вузе «прописался» Дом научной коллаборации им. С.А. Абрукова, он открыт в рамках нацпроекта «Образование». На базе физмата и машфака реализовываем программы по биоинформатике и робототехнике, проводим уроки технологии для школьников. Все эти проекты призваны помочь ребятам определиться с будущей профессией.

– Согласно Программе развития университета сейчас ряд факультетов готовит документы для лицензирования программ среднего профессионального образования. Зачем это нужно университету?

– Во-первых, это продолжение развития в университете системы непрерывного обучения, одного из важнейших принципов образования. Во-вторых, расширение спектра реализуемых образовательных программ разных уровней – это качественные и количественные перемены, которые способствуют усилению конкурентных преимуществ нашего вуза. В-третьих, реализация среднего профессионального образования – это развитие практико-ориентированного обучения.

– Еще один тренд – развитие предпринимательских компетенций обучающихся. Для чего, скажем, филологу навыки бизнесмена?

– В сегодняшней экономической системе знание основ предпринимательской деятельности стало велением времени. Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» включена в учебные планы по определенным направлениям подготовки. Мы хотим внедрить ее во все учебные планы по реализуемым образовательным программам. В рамках курса будут занятия по основам ведения предпринимательской деятельности, менеджменту, коммерции, рекламе, составлению бизнес-планов. Также предусмотрено внедрение подходов POL (problem-oriented learning – проблемно-ориентированное обучение) и PBL (project-based learning – проектное обучение).

Свои проекты студенты смогут реализовать на базе Бизнес-инкубатора вуза.

– Массовые открытые онлайн-курсы уже стали достаточно распространенными. В России вузы тоже следуют этой тенденции и вводят систему дистанционного обучения. Наш университет включился в это процесс?

– Да, вуз не остался в стороне от этого процесса: сегодня в ЧГУ в обучении используются дистанционные образовательные технологии, которые позволяют преподавателям осуществлять взаимодействие с обучающимися в режимах онлайн и оффлайн.

В прошлом году в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» университет заключил договор о сотрудничестве с Поволжским региональным центром компетенций в области онлайн-обучения, и 165 преподавателей и сотрудников повысили квалификацию в данной области. У нас уже подготовлено 7 онлайн-курсов. В настоящее время производится видеосъемка и монтаж материала. До конца учебного года планируем увеличить это количество еще на 9.

В рамках апробации изучения массовых открытых онлайн-курсов студенты факультета информатики и вычислительной техники и экономического факультета прошли обучение на Национальной платформе «Открытое образование», успешно сдали экзамены и получили соответствующие сертификаты.

– Сегодня молодежь открыта миру, а мир открыт ей. Поэтому многих интересует возможность получения двойных дипломов, академическая мобильность…

– Чувашский госуниверситет взаимодействует с 60 международными образовательными организациями, поддерживает тесные связи с зарубежными партнерскими университетами в сферах академической мобильности обучающихся, научных стажировок преподавателей и осуществляет обмен учеными. К примеру, за последние пять лет по программам академической мобильности более 100 студентов нашего университета выезжали в Китай, США, Венгрию, Словакию, Норвегию, Германию, Сербию, Италию, Кубу и другие страны.

Что касается двойных дипломов, то в настоящее время идет работа над тем, чтобы наши студенты получили возможность одновременно с обучением в ЧГУ проходить обучение и в зарубежных вузах. И наоборот.

– Предполагается ли сетевое взаимодействие с ведущими вузами?

– В Программе развития университета мы запланировали открытие двух современных сетевых образовательных программ с ведущими российскими вузами и опорными университетами, что даст возможность освоить обучающимися образовательную программу с использованием ресурсов нескольких организаций. Кроме того, планируем проведение открытых бесплатных лекций от ведущих федеральных экспертов для наших  сотрудников и студентов с последующим формированием банка видеолекций.

– Учебный процесс тоже требует модернизации, ведь когда вокруг все меняется, невозможно оставаться на месте.

– Действительно, продолжается работа по внедрению в образовательный процесс современного учебного оборудования и современных образовательных технологий, в том числе открытых онлайн-курсов, активных методов обучения.

Предусмотрено создание условий для развития вариативности образовательных программ, их адаптивности к различным группам обучающихся, в том числе с особыми потребностями (одаренные студенты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья),  что позволит выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Активно проводится работа по совершенствованию развития электронной информационно-образовательной среды университета и переход к автоматизированной системе организации учебного процесса.

– Экосистема возможностей для студентов – это замечательно. А для преподавателей? Как им не отстать от требований времени?

– В прошлом году на экономическом факультете открылась «Точка кипения» – пространство коллективной работы, объединяющее представителей образования, науки, бизнеса и власти; территория знаний и практик «из первых рук». Это площадка, на которой университет сможет экспериментировать с подходами к собственной учебной деятельности: вводить новые образовательные форматы и применять новые модели обмена опытом в образовании. Университетская «Точка кипения» создана для студентов, заинтересованных в развитии компетенций, для преподавателей, готовых делиться опытом и выступать наставниками проектных команд, для стартап-команд, функционирующих на базе университета, для школьников, молодых ученых и инженеров с идеями технологических и социальных проектов.

– У нас очень яркий вуз, но в мире о ЧГУ знают мало. Как громче заявить о себе?

– Чтобы о нас узнали не только на российском, но и в мировом пространстве, мы продвигаем информацию об университете в социальных сетях. Участвуем в международных образовательных выставках и презентациях, расширяем контакты с Министерством иностранных дел РФ, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и другими заинтересованными федеральными и республиканскими ведомствами и организациями.

Также разрабатывается ряд мероприятий по проведению НИОКР с привлечением зарубежных ученых и совместно с зарубежными организациями. Ведется разработка комплексной программы обучения для ведущих преподавателей и сотрудников университета по продвижению информации об образовательных программах в сети Интернет. Кроме того, ежегодное увеличение числа иностранных обучающихся помогает более быстрому распространению информации о нашем вузе за рубежом. Этому  способствуют таргетированная реклама ЧГУ, активное участие университетских специалистов в качестве экспертов на различных инновационных площадках, новые образовательные программы на английском языке, в том числе в партнерстве с зарубежными образовательными и научными организациями.

– Какой результат планируется получить в результате выполнения Программы развития вуза?

– Мы стремимся к созданию вуза нового поколения, отвечающему на запросы общества. Для этого необходимо формировать современные уникальные образовательные программы, со своей изюминкой. На это нацелена Программа развития университета в части модернизации образовательной деятельности. Главная задача – чтобы каждый преподаватель, каждый сотрудник ЧГУ ясно видел вектор нашего общего движения и свою конкретную задачу.

Спрашивала О. Герасимова.