Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX – начале XX века)

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX – начале XX века)

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-38-46

УДК 94(470.344)

ББК 63

А.Ю. ГУСАРОВА

Ключевые слова

школьный театр, литературно-музыкальные вечера, внешкольное образование, Ядрин, учебные заведения

Аннотация

Внешкольное образование активно начало развиваться во второй половине XIX в., когда Российская империя переживала большие сдвиги во всех сферах жизни. Перемены вызвали повышение культурных потребностей всех слоев общества. Одной из форм внешкольного образования был школьный театр. Взаимодействие школы и театра, как одного из видов искусств, обусловлено исторически. На начальном этапе своего существования, со времен Древней Греции, театральное искусство являлось одним из методов познания. Школьный театр выполнял несколько функций: дидактическую, просветительскую и воспитательную. В учебных заведениях все постановки спектаклей ставились в основном по произведениям русской классической литературы. К тому же в печатных изданиях второй половины XIX – начала XX в. появилось много публикаций, в которых учительская интеллигенция и профессиональные актеры давали рекомендации для постановки школьных и домашних спектаклей.

Целью работы являлось изучение ученической театральной и концертной деятельности в реальном училище, женской гимназии и городском училище г. Ядрина во второй половине XIX – начале XX в. В статье проанализированы репертуар и характер постановок. Отдельно в работе упоминаются люди, по инициативе которых в учебных заведениях г. Ядрина процветало театральное искусство. Отмечена и благотворительная деятельность обучающихся, именно разыгрывание спектаклей и литературно-музыкальных вечеров давало огромные средства. В основу исследования положены архивные материалы, литературные источники и воспоминания. Методологической базой исследования явилась совокупность научных приемов и принципов, применяемых при изучении социально-экономической и общественно-культурной жизни – объективность, научность, комплексность и всесторонность. Основополагающим методом в работе явился принцип историзма. Практическая значимость исследования заключается в раскрытии «белых» пятен по данной проблематике.

Литература

  1. Арсентьева А.В. История Алатырской женской гимназии (1898-1917) // Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья: материалы конф. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 1997. С. 194–203.
  2. Арсентьева А.В., Демидова И.И. Реальное образование в дореволюционной Чувашии. Из истории Алатырского реального училища // Народная школа. 1995. № 4. С. 110–116.
  3. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Учебные заведения в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII – начала XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 503 с.
  4. Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII – начала ХХ веков // Вестник Чувашского университета. 2005. № 1. С. 3–19.
  5. Арутюнян Ю.И. Экспрессия в действии: школьный театр в системе Академии художеств // Научные труды. 2009. № 9. С. 25–37.
  6. Бойко Э.Р. Воспитательный потенциал самодеятельного школьного театра // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 202–206.
  7. Гарькина М.Л. Музыкальное образование в г. Алатыре: история становления и развития // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы: сб. ст. науч. конф., посвящ. памяти профессора А.В. Арсентьевой. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 223–226.
  8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. 220. Оп. 1.
  9. ГИА ЧР. Ф. 221. Оп. 1.
  10. ГИА ЧР. Ф. 222. Оп. 1.
  11. Гусаров Ю.В. Общества трезвости // Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 3. С. 293–294.
  12. Демидова И.И. Ядринская женская гимназия // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья: межвуз. сб. науч. трудов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1993. С. 72–83.
  13. Ефремова Н. Первый спектакль «школьного» театра Славяно-греко-латинской академии // Вопросы театра. 2015. № 1-2. С. 189–211.
  14. Записано со слов В.Е. Макаровой (Григорьевой) в с. Советское Ядринского района Чувашской Республики 10 марта 1997 г. Личный архив Ю.В. Гусарова.
  15. Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1987. 350 c.
  16. Козак В.В. Взаимодействие театра и образовательных учреждений России: исторический аспект // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2 ч. Рязань: Концепция, 2017. Ч. 1. С. 50–56.
  17. Корсунова Т.Н. Взаимодействие театрального искусства и школьного образования в России XVIII – XIX вв. // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер. Педагогические и психологические науки. 2018. № 35 (54). С. 38–47.
  18. Мазюкова Н.В. В зеркалах Времени [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-natalya-mazyukova/111246-v-zerkalah-vremeni-natalya-mazyukova/read/page-2.html (дата обращения: 11.02.2022).
  19. Михайлов В.Н. Любительский театр в образовательной среде как ресурс в изменении культурного субъекта // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой; Самарская государственная академия культуры и искусств. Самара, 2014. С. 131–135.
  20. Отчет Ядринского отдела Казанского общества трезвости за 1897 год // Деятель. 1898. № 6–7. С. 324–325.
  21. Петрянкина А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в Цивильском уездном училище (1818–1918 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 44–53.
  22. Рожнов В.П. Статистика Чувашии периода капитализма // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары. 1971. Вып. 1. С. 137–196.
  23. Стаина О.А. Становление и развитие форм и методов театральной работы с детьми в народном образовании России // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 106–115.

Сведения об авторе

Гусарова Анастасия Юрьевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).

Формат цитирования

Гусарова А.Ю. Школьный театр как форма внешкольного образования (на примере учебных заведений г. Ядрина во второй половине XIX – начале XX века) // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 4. – С. 38–46. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-38-46.

Загрузить полный текст статьи