Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2022 – № 3. Тема выпуска: Электротехника и энергетика  /  ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ШАССИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА

ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ШАССИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-3-95-102

УДК 621.333.3

ББК О152

М.Ю. СИДОРОВ, А.Г. КАЛИНИН, В.А. БАКШАЕВ, Е.Л. ГОРШКОВ, Е.Е. ГОРШКОВ

Ключевые слова

многофазный электродвигатель, аксиальный мотор, магнитные материалы, КПД электрических машин

Аннотация

Цель исследования – импортозамещение тяговых электроприводов в рамках субсидируемого проекта по созданию в Чувашии серийного производства семейства фронтальных погрузчиков с гибридным электроприводом.

Для многих транспортных электродвигателей работа в режиме высокомоментного электродвигателя не является основным режимом работы, поскольку разгон транспортного средства осуществляется за короткое время с преодолением низкоэффективных тихоходных режимов. Отличительной особенностью тягового электродвигателя для шасси фронтального погрузчика является перестановка приоритетов в пользу целевых эксплуатационных технологических режимов.

Приведены аналитические результаты этапа эскизного проекта тягового электродвигателя каждого колеса для шасси фронтального погрузчика с гибридной электрической трансмиссией. Расчетным путем установлено, что для заданных тягово-динамических, температурных и габаритных характеристик наиболее эффективен вентильный тип двигателя с постоянными редкоземельными магнитами NdFeB, число фаз – 6, магнитная система радиальная с тангенциальными магнитными подпорами, немагнитный зазор – 3 мм, бандаж на основе углеродной нити, охлаждение принудительное жидкостное. Наибольший КПД, 92%, приходится на цикл тяжелых эксплуатационных режимов погрузчика. Установлено также, что затраты на производство двигателя с аксиальной магнитной системой выше по сравнению с таковыми при производстве двигателей цилиндрического типа при условии равенства электромагнитной мощности.

Приведено обоснование выбора магнитной системы на основе соотношений магнитных потоков для разных в комбинациях полюсов ротора и зубцов статора. В материалах статьи иллюстрируются эпюры магнитных полей и распределение температур тягового электродвигателя, рассчитанные на этапе эскизного проектирования методом конечных элементов, а также габаритный чертеж эскиза электродвигателя для заданных эксплуатационных характеристик, переданный на стадию технического проектирования.

Литература

  1. Вольдек А.И. Электрические машины. 3-е изд., перераб. Л.: Энергия, 1978. 832 с.
  2. Готтер Г. Нагревание и охлаждение электрических машин: пер. с нем. М.; Л.: Госэнегроиздат, 1961. 264 с.
  3. Уонг Х. Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров: справочник / пер. с англ. В.В. Яковлева, В.И. Колядина. М.: Атомиздат, 1979. 216 с.
  4. Шуйский В.П. Расчет электрических машин / сокр. пер. с нем. Б.А. Цветкова и И.З. Богуславского. Л.: Энергия; Ленингр. отд-ние, 1968. 731 с.

Сведения об авторах

Сидоров Михаил Юрьевич – кандидат технических наук, генеральный директор, АО «Специальное машиностроительное конструкторское бюро», Россия, Санкт-Петербург (sidorov@smbdb.ru).

Калинин Алексей Германович – кандидат технических наук, доцент кафедры электротехнологий, электрооборудования и автоматизированных производств, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (humanoid1984@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4598-507X).

Бакшаев Владимир Александрович – генеральный директор, ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», Россия, Чебоксары (zaosespel@yandex.ru).

Горшков Евгений Львович – инженер, АО «Специальное машиностроительное конструкторское бюро», Россия, Санкт-Петербург (gorshkov.el@yandex.ru).

Горшков Евгений Евгеньевич – инженер, АО «Специальное машиностроительное конструкторское бюро», Россия, Санкт-Петербург (gorshkov.el@yandex.ru).

Формат цитирования

Сидоров М.Ю., Калинин А.Г., Бакшаев В.А., Горшков Е.Л., Горшков Е.Е. Тяговый электродвигатель для шасси фронтального погрузчика // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 3. – С. 95–102. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-3-95-102.

Материал опубликован в рамках реализации этапа государственного контракта «Создание высокотехнологичного импортозамещающего производства семейства фронтальных погрузчиков с гибридным электроприводом»
(идентификатор государственного контракта № 000000S407521QLX002).

Загрузить полный текст статьи