Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-44-50

УДК 930

ББК Т3(2)531+Ч448.93

О.В. ЗАХАРЧЕНКО

Ключевые слова

Россия на рубеже XIX–XX вв., история российского образования, Московский университет, приват-доцент, профессор

Аннотация

Рассматривается подготовка магистрантов и приват-доцентов к профессорскому званию в конце XIX – начале ХХ в. на примере Московского университета через призму биографии историка и правоведа Сергея Андреевича Котляревского. Уникальность его примера состоит в том, что им было защищено четыре диссертации: магистерская и докторская по зарубежной истории и магистерская и докторская по государственному праву. В этом демонстрируется некоторый индивидуализм траектории его профессионального развития и становления в качестве ученого и педагога.

В ракурсе исследования находится процесс становления молодых ученых от момента оставления в университете на профильной кафедре для подготовки диссертации до получения ученой степени. Уделяется внимание общественно-политическим обстоятельствам и условиям, влияющим на возможность становления в качестве профессионального ученого и педагога. Отмечаются как формальные, так и присущие конкретному научному сообществу особенные черты подготовки научно-преподавательских кадров.

Профессиональное становление будущих ученых и педагогов высшей школы было сопряжено с активной подготовкой к защите магистерского экзамена, первым опытом преподавания, научной и исследовательской работой. Лучшие выпускники оставлялись на кафедрах с поддержки ведущих профессоров университета, видевших в них новые силы и будущих профессионалов. Однако немаловажен был личный вклад самих соискателей, так как от них требовалось раскрытие интеллектуального потенциала, педагогических умений и навыков научно-исследовательской работы. При этом важным аспектом во всем этом были зарубежные командировки, в которых не только собирался материал научного исследования, но и обогащались знания, проходило знакомство с особенностями преподавания в европейских странах и их общественно-политической жизнью. Процесс подготовки завершался публичной защитой магистерской диссертации и присвоением ученой степени магистра. В то же время начинался путь в профессорско-преподавательскую среду, который требовал для получения профессорского звания дальнейшего раскрытия научного потенциала и защиты докторской диссертации.

Литература

  1. Алеврас Н.Н. Диссертационная культура как историографический концепт // Уральский исторический вестник. 2014. № 4(45). С. 111–120.
  2. Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Российская диссертационная культура XIX – начала XX веков в восприятии современников (К вопросу о национальных особенностях) // Диалог со временем. 2011. Вып. 36. С. 221–247.
  3. Захарченко О.В., Иванова Т.Н. Социальная справедливость при сохранении духовных основ: деятельность и политико-правовые взгляды Сергея Андреевича Котляревского. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 168 с.
  4. Иванова Т.Н. В.И. Герье: портрет российского педагога и организатора образования. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 382 с.
  5. Общий устав императорских российских университетов 1884 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 4. СПб., 1887. № 2404. С. 456–474.
  6. Центральный государственный архив Москвы. Ф. 418. Императорский Московский Университет. Оп. 68. Д. 181. Канцелярия Совета. Котляревский С. О принятии в число приват-доцентов. 63 л.
  7. Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1(13) января 1874 г. М.: Унив. тип. 1874. 78 с.

Сведения об авторе

Захарченко Ольга Валерьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (zaharchenko_ov21@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4140-1153).

Формат цитирования

Захарченко О.В. Система подготовки высших педагогических кадров на рубеже XIX–XX веков // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 44–50. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-44-50.

Загрузить полный текст статьи