Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. ИЛЬМИНСКОГО СРЕДИ ЧУВАШЕЙ

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. ИЛЬМИНСКОГО СРЕДИ ЧУВАШЕЙ

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-149-157

УДК 394

ББК 6/86

А.К. САЛМИН

Ключевые слова

чуваши, миссионерство, религия, Н.И. Ильминский, этнография, история

Аннотация

На основе имеющихся источников и литературы исследуется конфессиональная ситуация среди одного из нерусских народов Среднего Поволжья – чувашей. Если в XVIII – начале XIX в. в деле обращения инородцев (до революции так называли нерусские народы) в православие Сенат и Синод давали льготы новокрещеным и прибегали к жестким карательным мерам по отношению к отказавшимся, то с середины XIX в. способы обращения с некрещеными и отпавшими в ислам кардинально меняются. Миссионеры постепенно приходят к мнению о необходимости говорить с инородцами на их языке, готовить священнослужителей и учителей из их среды, а также учитывать их традиционные праздники и обряды. Например, священники как чувашское божество, так и православного верховного Бога одинаково называли Турӑ. Эта тенденция сохраняется и по сей день. С целью отражения особенностей православного просвещения чувашей и ограждения их от ислама автор статьи использует словосочетание «индигенизация/“отуземливание” православия». Создателем и двигателем всей этой системы в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской и Оренбургской губерниях был Н.И. Ильминский. В итоге чуваши стали принимать православие осознанно.

Литература

  1. Ильминский Н. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык // Православное обозрение. 1863. Т. X, март. С. 136–141.
  2. Ильминский Н.И. Письма. Казань: Имп. ун-т, 1895. VI, 414, XII с.
  3. Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1909. С. 151–171.
  4. Ильминский Н.И. Письмо Д.А. Толстому от 12 ноября 1872 года // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1909а. С. 106–109.
  5. Ильминский Н.И. Из неизданных писем к Д.А. Толстому // Сотрудник Братства свят. Гурия. 1911. С. 164–258.
  6. Колчерин А.С. Материалы по народам Поволжья в письмах Н.И. Ильминскому // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 149–158.
  7. Колчерин А., священник. Христианизация народов Поволжья: Н.И. Ильминский и православная миссия. М.: РИСИ, 2014. 720 с.
  8. Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н.И. Ильминского: сб. документов и материалов / авт.-сост.: Р.Р. Исхаков, Х.З. Багаутдинова. Казань: ИИ АН РТ, 2015. 620 с.
  9. Победоносцев К.П. Избранное / сост., автор вступ. ст., коммент. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2010. 648 с.
  10. Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. Т. V. 1713–1719 гг. [СПб.:] Тип. Его Имп. Величества Канцелярии, 1830. 782 с.; Т. VI. 1720–1722. I, 816 с.; Т. VII. 1723–1727. I, 925 с.
  11. Российский государственный исторический архив. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 146 Письма К.П. Победоносцева к Н.И. Ильминскому. 1882–1891 гг. 78+1 л.
  12. Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа / науч. ред. С.А. Арутюнов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. 688 с.
  13. Салмин А.К. Уход чувашей в татары и потеря идентичности // Былые годы. 2020. Вып. 2. С. 387–397.
  14. Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 523 с.
  15. Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель. Казань: Имп. ун-т, 1870. 448 с.
  16. Чичерина С.В. О приволжских инородцах и современном значении системы Н.И. Ильминского. СПб.: Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1906. 39 с.
  17. Шарафутдинов А.А. Миссионерская деятельность Николая Ивановича Ильминского в Уфимской губернии // Общество: философия, история, культура. № 12. С. 112–115.
  18. Gerasimova N.I., Gerasimov S.I., Drozdova S.Yu. On Positive Complementarity in the Context of History of Missionary Work in the Chuvash Region. Ethnic Culture, 2020, vol. 3, pp. 45–48.
  19. Kefeli A.N. Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Literacy. Ithaca, Cornell Univ. Press, 2014, XXII, 290
  20. Kolosova A.R. Narodnost` and Obshchechelovechnost` in 19th century Russian missionary work: N.I. Il`minskii and the Christianization of the Chuvash. PhD. Durham Univ., 2016, 441 p.
  21. Kolosova A.R. Mission ‘from below’ or ‘from above’? Incarnation and indigenous agency at Orthodox missions in Russia’s Volga-Kama region in the late 19th and early 20th In: Decolonial Subversions. Special Issue. Univ. of Tartu, 2020, pp. 30–57.
  22. Werth Paul W. Coercion and Conversion: Violence and Mass Baptism of the Volga Peoples, 1740–55. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2003, vol. 3, pp. 543–569.

Сведения об авторах

Салмин Антон Кириллович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Россия, Санкт-Петербург (antsalmin@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1072-9933).

Формат цитирования

Салмин А.К. Миссионерская деятельность Н.И. Ильминского среди чувашей // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 149–157. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-149-157.

Загрузить полный текст статьи