Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  НОВЫЙ БЫТ СТАООБРЯДЦЕВ БУРЯТИИ: «ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ»? (1930-е годы)

НОВЫЙ БЫТ СТАООБРЯДЦЕВ БУРЯТИИ: «ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ»? (1930-е годы)

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-165-175

УДК 94(47+57)

ББК 63.3

С.В. ХОМЯКОВ

Ключевые слова

Отечественная история, старообрядчество, Бурят-Монгольская АССР, советская власть, коммунистическая идеология, атеистическая кампания, колхозное строительство, культурная революция, «советский человек», новый быт

Аннотация

Утверждение советской власти в Бурятии явилось очередным и наиболее болезненным фактором упадка образа жизни одной из проживающих здесь общностей – старообрядцев. Появившись в регионе во второй половине XVIII в., они сумели сохранить свою религиозную идентичность и культурную специфику, хотя уже в начале XX в. исследователи отмечали тенденции отхода от наиболее ортодоксальных традиций и разрыва поколенческих связей. В 1920-х гг. большевики умело поддерживали волну протеста молодежи против власти родителей, желание поменять свою жизнь, выйдя из пределов замкнутой общины, а также представление о быте старообрядцев (построенном вокруг основы их идентичности, древлеправославной религии) как о темном и безнадежно устаревшем. Уже в 1930-е гг. сводки главной газеты республики – «Бурят-Монгольской правды» – рапортовали о новой счастливой жизни не только молодых, но и пожилых старообрядцев, оставивших религиозные предрассудки и в первых рядах строящих советское общество в селах Бурят-Монголии.

Статья рассматривает вопрос о том, чем было обусловлено такое изменение в менталитете людей: идеологической победой советской пропаганды или социально одобряемым поведением (включающим в себя случаи активного и продолжение общего пассивного сопротивления новой жизни)? Отсюда с учетом стремления нынешних старообрядцев к возвращению и развитию старых традиций ставятся задачи анализа внешних (бытовых) изменений 1930-х гг. в трудовой жизни и поиска попыток сохранения (для дальнейшей преемственности) идентичности социальной группы.

Объектом исследования является старообрядческая общность части бывшего Верхнеудинского уезда (с 1930-х гг. – Тарбагатайский и Мухоршибирский аймаки Бурят-Монгольской АССР), предметом – идеологические, культурные и религиозные процессы, протекавшие в их среде в обозначенный период.

В качестве краткого вывода следует, что продолжавшаяся в 1930-х гг. идеологическая кампания в Бурят-Монголии носила в старообрядческих районах формальный характер, состоявший в принятии изменений уклада жизни при сохранении основ религиозной идентичности.

 Литература и источники

  1. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. Новосибирск: Февраль, 1994. 148 с.
  2. Брежнев Л.И.Ленинским курсом. Речи и статьи. М.: Изд-во Политиздат, 1970. Т. 2. 608 с.
  3. Бурят-Монгольская правда. 1932. № 259, 7 нояб.
  4. Бурят-Монгольская правда. 1936. № 273, 28 нояб.
  5. Государственный архив Иркутской области. Ф. 565. Оп. 1. Д. 92.
  6. Государственный архив Республики Бурятия (далее – ГАРБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 961.
  7. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2563.
  8. ГАРБ. Ф. 248. Оп. 11. Д. 131.
  9. ГАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 934.
  10. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2973.
  11. ГАРБ. Ф. 248. Оп. 3. Д. 152.
  12. ГАРБ. Ф. 248. Оп. 3. Д. 153.
  13. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2106.
  14. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2586.
  15. Долотов А.А. Старообрядчество в Бурятии. Бургосиздат. Верхнеудинск, 1931. 52 с.
  16. Попова А.М. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928. 38 с.
  17. Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Издание Иркутского государственного университета. Иркутск, 1920. 88 с.
  18. Смулевич Б., Алмазова Ю. Культурное строительство в СССР // Народное хозяйство СССР. Экономико-статистический журнал. 1932. № 7-8. С. 188–206.
  19. Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 212.

Сведения об авторе

Хомяков Сергей Васильевич – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ (khomyakov777@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1318-8906).

Формат цитирования

Хомяков С.В. Новый быт стаообрядцев Бурятии: «жить стало лучше, жить стало веселее»? (1930-е годы) // Вестник Чувашского университета. – 2021. – № 4. – С. 165–175. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-165-175.

Загрузить полный текст статьи

* Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)», № 121031000243-5).