Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 ГОДОВ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧУВАШИИ

Григорьев Александр Дмитриевич, Карпов Алексей Валентинович, Харитонов Михаил Юрьевич

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-28-35

Ключевые слова

Великая Отечественная война, историческая память, студенты Чувашии, факторы и значение победы.

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые элементы, отражающие состояние исторической памяти студентов Чувашии о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Для их выявления были использованы материалы эмпирического исследования, проведенного среди студентов вузов Чувашской Республики в марте 2020 г. Чувашским государственным институтом гуманитарных наук при участии отдельных авторов статьи. В ходе этого исследования в общей сложности было опрошено 324 студента пяти чебоксарских вузов. Полученные данные еще не были использованы в научных публикациях. С этой точки зрения они представляют оригинальный источник информации для анализа проблем по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне среди учащейся и студенческой молодежи. В работе последовательно рассматривается уровень интереса студентов к военным событиям 1941–1945 гг., источникам информации об основных фактах, героях, выявляются мнения о значении комплекса факторов, сыгравших заметную роль в достижении победы над фашизмом. В результате обобщения данных, полученных в ходе эмпирического исследования, представлены различные мнения респондентов о значении победы СССР в Великой Отечественной войне. Полученные материалы показывают, что большинство студентов проявляют значительный интерес к событиям и фактам войны, правильно характеризуют источники, итоги и исторические последствия победы над гитлеровской Германией. Результаты проведенного исследования предоставляют возможность преподавателям вузов учитывать полученные данные в процессе организации эффективного использования различных источников по истории войны, применять полученные материалы не только в учебной, но и воспитательной работе.

Литература

  1. Бойко И.И. Чебоксарские студенты о России (по материалам опроса 2013 г.) / Госу­дарство и общество в России: тернистый путь взаимоотношений и взаимодействия (к 20-летию Конституции Российской Федерации): сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. «II Смирновские чтения». Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 159–167.
  2. Бойко И.И., Долгова А.П., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чува­шии: образы родины и гражданские чувства // Этнопанорама. 2014. № 1-2(33). С. 48–56.
  3. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии: гражданские ценности, социокультурные ориентиры / ЧГИГН. Чебоксары, 2014. 124 с.
  4. Григорьев А.В., Василенко О.В., Карпов А.В., Григорьев А.Д. Историческая память сту­ден­тов Чувашской Республики о периодах российской истории // Вестник Чувашского универ­ситета. 2019. № 4. С. 56–64.
  5. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В.А. Тишкова, Р.Э. Бараш, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014. 342 c.
  6. Сперанский А.В. «Вторая Отечественная война»: мифы, реалии, исторические парал­лели // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2014. № 4(134). С. 20–25.
  7. Сперанский А.В. Великая Отечественная война в концептуальном осмыслении совре­мен­ной истории: проблемы и дискуссии // Народ. Война. Победа. Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2015. С. 4–12.
  8. Стегний В.Н. Знание школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов – показатель исторического сознания (на примере учеников школ г. Лысьва Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политех­ни­чес­кого университета. Социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 6–13.
  9. Студенты Поволжья о самоидентификации, отношении к стране и ее истории // Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В.А. Тишкова, Р.Э. Бараш, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 118–156.
  10. Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне // Политическое просвещение. 2011. № 1(60). С. 32–47.

Сведения об авторах

Григорьев Александр Дмитриевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pu-900pis@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7530-7937).

Карпов Алексей Валентинович – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alekkarp@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0770-5129).

Харитонов Михаил Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (muha21@mail.ru).

Формат цитирования

Григорьев А.Д., Карпов А.В., Харитонов М.Ю. Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов: на примере студентов вузов Чувашии // Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. – С. 28–35. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-28-35.

Загрузить полный текст статьи