Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ОДЕЖДА ПОКОЙНИКА В КОНТЕКСТЕ ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ ЧУВАШЕЙ

ОДЕЖДА ПОКОЙНИКА В КОНТЕКСТЕ ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ ЧУВАШЕЙ

Петров Игорь Георгиевич

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-86-99

Ключевые слова

чуваши, похоронно-поминальные обычаи и обряды, одежда, символика и семантика.

Аннотация

Похоронно-поминальная обрядность как совокупность магических и религиозных ритуалов, имеющих отношение к погребению умершего, представляет собой богатый историко-этнографический источник. Своими корнями эти обряды уходят в толщу веков и отражают древнейшие верования и представления. Несмотря на массовую христианизацию, похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей сохранили многие элементы дохристианского (языческого) погребального культа. Важную роль
в организации и материальном оформлении похоронных обычаев и обрядов играют бытовые вещи, в том числе одежда и отдельные ее предметы. Включаясь в обрядовое действо, они привносили в него дополнительную информацию о сути совершаемых действий, усиливали их чувственное восприятие, выступали в качестве выразительных маркеров и символов. В данном контексте определенный интерес представляют магические представления и действия с одеждой умершего. Почти на каждом этапе похоронной обрядности с одеждой покойника чуваши совершали ряд целенаправленных действий, которые имели своей целью поэтапное сопровождение умершего из профанного в сакральное пространство, или в мир предков. В виде рудиментов они бытуют и в настоящее время.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта  № 20-09-00127.

Литература и источники

  1. Акимова Т.М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. Этнографическая секция. Саратов, 1928. Вып. 35, ч. 5. С. 25–39.
  2. Афанасьева Л.А. Терминология похоронно-поминальной обрядности чувашей (опыт сравнительно-сопоставительного и этнолингвокультурологического исследования). Стерлитамак: Стерлитамак. филиал Башк. гос. ун-та, 2017. 167 с.
  3. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Наркомпрос ЧАССР, 1930. Вып. V. 420 с.
  4. Васильев М. Чуваши-язычники. Языческие представления чуваш о загробной жизни // Инородческое обозрение. 1913. № 5. С. 342–355.
  5. Виноградов Ф. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. Симбирск: Губ. тип., 1897. 18 с.
  6. Дворников Э.П. Мировоззренческие основы отношения к умершему по археологическим и этнографическим данным (по материалам сибирских культур) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3(41), ч. II. С. 66–68.
  7. Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1875. 272 с.
  8. Иванов А. Загробная жизнь по представлениям чуваш прежних времен и похоронные обычаи их // Православный благовестник. 1898. № 2(19). С. 129–136.
  9. Иванов Н. Языческие поминовения умерших у чуваш деревни Ходяковой Ядринского уезда // Известия Казанской епархии. 1905. № 35. С. 1057–1059.
  10. Магнитский В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собраны в некоторых местностях Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 266 с.
  11. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры / пер. с венг. Ю. Дмитриевой; ЧГИГН. Чебоксары, 2000. 360 с.
  12. Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев (анализ традиционных взглядов на рождение и смерть) // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы. Вып. 29 / отв. ред. А.Д. Коростелев. М.: Наука, 2004. С. 34–61.
  13. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее – НА ЧГИГН). Отд. I. Ед. хр. 31. Л. 52.
  14. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 326. Л. 73.
  15. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 21. Л. 22.
  16. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 243. Л. 66–67.
  17. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 247. Л. 248.
  18. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 326. Л. 79–80.
  19. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 358. Л. 137.
  20. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 243. Л. 734.
  21. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 21. Л. 514.
  22. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 151. Л. 124.
  23. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 218. Л. 108.
  24. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 243. Л. 616.
  25. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 231. Л. 357.
  26. Никанор, архиепископ. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. 39 с.
  27. Никифоров Ф.Н. Стюхинские чуваши. Казань: Типо-лит. ун-та, 1905. 26 с.
  28. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. 400 с.
  29. Полевые материалы автора (далее – ПМА). 2014. Республика Татарстан. Альметьевский р-н, с. Клементейкино, Михайлова С.С. (1927 г.р.).
  30. ПМА. 2014. Самарская обл. Шенталинский р-н, с. Старое Афонькино, Етриванова О.Т. (1932 г.р.), Рыбакова О.В. (1949 г.р.).
  31. ПМА. 2014. Самарская обл. Похвистневский р-н, с. Старое Ганькино, Елина В.Н. (1959 г.р.).
  32. Прокопьев К.П. Похороны и поминки у чуваш // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1903. Т. XIX, вып. 5–6. С. 215–250.
  33. Руденко С.И. Чувашские надгробные памятники // Материалы по этнографии России. СПб.: Гос. Рус. музей, 1910. Т. 1. С. 81–88.
  34. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  35. Смелов В.Я. Нечто о чувашских языческих верованиях и обычаях // Известия Казанской епархии. 1880. № 20. С. 528–543.
  36. Толстая С.М. Семантические категории языка культуры. Очерки по славянской этнолингвистике. М.: Либроком, 2010. 368 с.
  37. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Казан. ун-т, 1840. 329 с.
  38. Чувашская мифология: этнографический справочник. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 591 с.

Сведения об авторе

Петров Игорь Георгиевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (ipetrov62@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8664-3004).

Формат цитирования

Петров И.Г. Одежда покойника в контексте похоронно-поминальных обычаев и обрядов чувашей // Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. – С. 86–99. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-86-99.

Загрузить полный текст статьи