Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. Тема выпуска: Исторические науки  /  ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ПЕРЕОРИЕНТИРОВАНИЯ НЕВОЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СССР НА ВЫПУСК ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ПЕРЕОРИЕНТИРОВАНИЯ НЕВОЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СССР НА ВЫПУСК ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Похилюк Анатолий Викторович, Шувалов Денис Владимирович, Шувалова Мария Александровна

DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-100-107

 

Ключевые слова

Великая Отечественная война, предприятия и организации, техника, имущество, материальные средства.

Аннотация

С первых дней боевых действий в Великой Отечественной войне вся деятельность советских войск требовала обеспечения и дальнейшего применения большого количества материальных средств: техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и др. В условиях острой нехватки имущества для нужд обороны многие предприятия страны стали перестраиваться на выпуск продукции военного назначения, тем самым всесторонне обеспечив оборонительные мероприятия в начальный период войны, а в дальнейшем – и успешное наступление советских войск. В статье проводится исторический анализ привлечения и переориентирования невоенных предприятий и организаций СССР на выпуск военной продукции в годы Великой Отечественной войны. Приводятся многочисленные примеры переориентации гражданских предприятий на производство оружия, боеприпасов, техники, продуктов, медицинских препаратов. Особый акцент при этом делается на перестройке тяжелой промышленности как основного поставщика военной техники. Рассматриваются и анализируются условия, при которых была налажена эффективная организация массового поточного производства, заключающаяся в последовательном совершении операций, не требующих от работника высокой квалификации, но при этом сокращающих время производства самого изделия за счет фрагментации процессов. Подчеркивается тот факт, что переориентация советских невоенных предприятий и организаций СССР на выпуск военной продукции прошла в крайне сжатые сроки, что в принципе не отразилось на увеличении количества изготавливаемой продукции. Формулируется вывод о том, что организация массового производства вооружения на невоенных предприятиях страны достигалась путем модернизации оборудования, применения новых методов производства, совершенствования технологических графиков, тесного взаимодействия предприятий и другими мерами. Подчеркивается, что исторический опыт убедительно доказывает, что военное положение государства, как правило, затрагивает не только военные предприятия и организации государства, но и гражданские. Авторами акцентируется внимание на совершении героического трудового подвига гражданским населением в тяжелейшие для страны годы. Актуализируется необходимость дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса, в том числе с целью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Литература

  1. Быстрова И.В. Перестройка промышленности в СССР в 1941–1945 гг.: опыт военной мобилизации // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2018. № 1(10). С. 78–95.
  2. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1947. 192 с.
  3. История АО «Владимирского производственного объединения «Точмаш» [Электронный ресурс] // АО «Владимирское производственное объединение «Точмаш»: сайт. URL: http://www. vpotochmash.ru/about/history.
  4. История Уралмашзавода [Электронный ресурс] // Уральский завод тяжёлого машиностроения: сайт. URL: https://uralmash-kartex.ru/uralmashzavod.
  5. Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим // Рос. газ. Фед. выпуск. 2020. № 133(8187), 19 июня.
  6. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М.: РОССПЭН, 1996. 333 с.
  7. Центральный архив Министерства обороны. Ф. Упр. Ж.-д. войск, Оп. 552593с. Д. 153. Л. 1–31.

Сведения об авторах

Похилюк Анатолий Викторович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин (viktorovich_1948@mail.ru).

Шувалов Денис Владимирович – подполковник, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры Железнодорожных войск, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Россия, Санкт-Петербург (deonis.aphinsky@yandex.ru).

Шувалова Мария Александровна – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, Россия, Санкт-Петербург, Петергоф (masgribanova@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8890-1070).

Формат цитирования

Похилюк А.В., Шувалов Д.В., Шувалова М.А. Исторический анализ привлечения и переориентирования невоенных предприятий и организаций СССР на выпуск военной продукции в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. – С. 100–107. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-100-107.

Загрузить полный текст статьи