Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 2  /  СТРОИТЕЛЬСТВО «ГИГАНТА» В ЧЕБОКСАРАХ В ДИСКУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 70–80-е ГОДЫ XX ВЕКА (к 50-летию выпуска первого трактора на Чебоксарском заводе промышленных тракторов)

СТРОИТЕЛЬСТВО «ГИГАНТА» В ЧЕБОКСАРАХ В ДИСКУРСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 70–80-е ГОДЫ XX ВЕКА (к 50-летию выпуска первого трактора на Чебоксарском заводе промышленных тракторов)

DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-2-24-40

УДК 94:629.3.014.2(470.344)”197/2025″

ББК У305.483-03(2Рос.Чув)63

В.Б. ЛАСТОЧКИН

Ключевые слова

СССР, Чувашская АССР, Чебоксарский завод промышленных тракторов, тяжелое машиностроение, техническая и технологическая модернизация народнохозяйственного комплекса, инновации: политическая и организаторская работа, ВЛКСМ, молодежная политика Советского государства, импортозамещение.

Аннотация

Изучение исторического опыта строительства в СССР крупных объектов народного хозяйства позволяет выявить эффективные формы взаимодействия между предприятиями, образовательными учреждениями, научными институтами и конструкторскими бюро, которые способствовали успешному решению важных экономических и политических задач. Возведение Чебоксарского завода промышленных тракторов продолжалось три пятилетки и стало всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Анализ деятельности комсомола на данном строительстве помогает глубже изучить специфику молодежной политики советского государства в этот период.

Цель исследования – выявление социально-политических факторов, повлиявших на ход проектирования, строительства, кадрового обеспечения, дальнейшей модернизации производства и развития Чебоксарского завода промышленных тракторов, и анализ роли комсомола в этих процессах в контексте молодежной политики Советского государства.

Научная новизна исследования заключается в применении современных методологических подходов к исследованию конкретных аспектов экономической и молодежной политики Советского государства в 70–80-е гг. XX в., которые определяли ход строительства и дальнейшего развития Чебоксарского завода промышленных тракторов, значимости этого объекта для отечественного народнохозяйственного комплекса и социально-экономического развития г. Чебоксары и Чувашской Республики, а также во введении в научный оборот новых недостаточно изученных фактов.

Материалы и методы. Источниками исследования послужили фонды архивов уникального Чебоксарского музея истории тракторов и Национального музея Чувашской Республики, воспоминания ветеранов. Применялись принципы историзма, объективности, комплексности, методы сравнительно-исторического и историко-генетического анализа.

Результаты. В соответствии с директивами XXIV съезда партии по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 гг. в Чебоксарах было развернуто строительство крупнейшего предприятия Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР – завода промышленных тракторов и одновременно жилого района при нем – Новоюжного с современной социально-культурной, транспортной и бытовой инфраструктурой. В строительстве этого промышленного гиганта и его обеспечении принимали участие рабочие и специалисты, предприятия смежных отраслей, учебные заведения и научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения всего Советского государства. Важную роль в строительстве играл шефствовавший над ним ВЛКСМ, объявивший один из ключевых народнохозяйственных объектов того времени на своем XVII съезде в апреле 1974 г. Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В октябре 1975 г. с главного конвейера завода был торжественно выпущен первый чебоксарский трактор. В дальнейшем Чебоксарский завод промышленных тракторов стал ведущим отечественным предприятием по производству тяжелых промышленных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков, приспособленных для массового применения в самых разнообразных, в том числе экстремальных, природных условиях во всех регионах СССР и многих зарубежных странах. С 1977 г. в структуре предприятия действует крупное многопрофильное металлургическое производство «Промтрактор – Промлит» (завод промышленного литья). Тракторный комплекс способствовал и продолжает способствовать в настоящее время интенсификации индустриального развития Чувашии и внес большой вклад в обеспечение экономической безопасности СССР и современной России.

Выводы. Строительство и дальнейшее развитие Чебоксарского завода промышленных тракторов стало успешным результатом планомерной координации и кооперации работы партийно-правительственных органов, предприятий и учреждений Советского Союза в рамках реализации мегапроекта интенсификации народнохозяйственного комплекса СССР. Важнейшая роль в решении этой проблемы принадлежала комсомолу. Успех, с которым ВЛКСМ справился с этой поставленной перед ним ответственной задачей, свидетельствовал об эффективности молодежной политики Советского государства на рассматриваемом историческом этапе. Опыт строительства, развития и модернизации тракторного производства в Чебоксарах, кооперации и координации предприятий-смежников, логистических структур, жизнеобеспечения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров может быть востребован в процессе решения назревших проблем экономической модернизации России на современной инновационной технологической основе.

Литература

  1. Болотин М.Г., Максимов Л.И., Сергеев А.Н. Трактор: прошлое, настоящее, будущее. Чебоксары: Перфектум, 2019. 256 с.
  2. Брежнев Л.И. Речь на Пленуме ЦК КПСС 27 ноября 1979 г. // Правда. 1979. 28 ноя.
  3. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее – ГАСИ ЧР). Ф. 1. Оп. 37. Д. 48. Л. 6–7.
  4. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 37. Д. 69. Л. 54–55.
  5. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 41. Д. 28. Л. 50–56.
  6. Документы ЦК ВЛКСМ 1973. М.: Молодая гвардия, 1974. 256 с.
  7. Долгушин И.И. Судьба завода, будущее города // Дорогой созидания. Воспоминания. Чебоксары, 2006. С. 104–111.
  8. Ильина О.А., Максимов Л.И., Тараканова Л.М. Верность традициям, преданность делу: к юбилею завода «Промлит»: 45 лет. Чебоксары: Перфектум, 2022. 251 с.
  9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Т. 10. 1969-1971. 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1972. 536 с.
  10. Никитин А.С. Научиться выгодно торговать // Блокнот агитатора. 1989. № 14. С. 18–21.
  11. Николаев А.Г. Притяженье Земли. Записки космонавта-3. Чебоксары: Чувашия, 1999. 140 с.
  12. Николаев В.В. Очерки истории и летопись города Алатырь и Алатырского уезда на фоне исторического развития России XVI – начала XXI веков. 2-е изд., доп. Чебоксары: Новое время, 2014. 836 с.
  13. Прокопьев И.П. О мерах по выполнению решений XXV съезда КПСС о создании мощностей и организации серийного производства промышленных тракторов. Доклад на VI пленуме Чувашского Обкома КПСС 20 мая 1977 г. // Советская Чувашия. 1977. 21 мая.
  14. Прокопьев И.П. Это наша с тобой биография // Дорогой созидания. Воспоминания. Чебоксары, 2006. С. 16-53.
  15. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 29 февр. 2024 г. // Российская газета. 2024. № 9288, 1 марта.
  16. Радиченко А.Н., Сергеев Т.С. Формирование и развитие технической интеллигенции Чувашской АССР в 1920–1991 гг. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2002. 224 с.
  17. Соколова В.И. Молодежь Чувашии в 1965-1985 гг.: опыт реализации советской молодежной политики. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 160 с.
  18. Харитонова В.Г. «Промтрактор» // Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. С. 338.

Сведения об авторе

Ласточкин Вячеслав Борисович – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vyacheslav_lastochkin@mail.ru).

Формат цитирования

Ласточкин В.Б. Строительство «гиганта» в Чебоксарах в дискурсе экономической и молодежной политики Советского государства в 70–80-е годы XX века (к 50-летию выпуска первого трактора на Чебоксарском заводе промышленных тракторов) // Исторический поиск / Historical Search. 2025. Т. 6, № 2. С. 24–40. DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-2-24-40.

Загрузить полный текст статьи