Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 1  /  КУЛЬТ ПРЕДКОВ В ВЕРОВАНИЯХ ЧУВАШЕЙ

КУЛЬТ ПРЕДКОВ В ВЕРОВАНИЯХ ЧУВАШЕЙ

DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-81-92

УДК 39(=512.111):2-168-055.5″18/191″

ББК Т521(=635.1)-77

А.О. ГАВРИЛОВ

Ключевые слова

верования, культ предков, чуваши, народы Поволжья, похоронно-поминальная обрядность.

Аннотация

Актуальность изучения культа предков заключается в том, что он занимает центральное место в системе традиционной культуры народа, играет важную роль в формировании системных знаний о прошлом, сохранении исторической памяти. Культ предков, возникший в глубокой древности, в усеченном виде сохранился до наших дней, поэтому его научный анализ позволяет лучше понять преемственность поколений, использовать опыт предков не только для укрепления устоев семьи, рода, но общества в целом.

Цель исследования – изучение особенностей проявления культа предков в мифологии, религиозных верованиях и обрядовой практике чувашей в XIX – начале XX в.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа фольклорных, литературных материалов с использованием общенаучных и специальных (наблюдение, анализ документов) методов научного анализа. Применялись хронологический, сравнительный методы, культурно-антропологический подход.

Результаты. В статье отражены как общие, характерные для большинства народов, так и особенные черты проявления культа предков у чувашей. Представления о загробном мире, сверхъестественных возможностях, перешедших в иной мир, можно считать универсальными. Чуваши также верили, что те, кто умер естественной смертью, переходят в мир иной, продолжают свое существование, поэтому нуждаются в пище, орудиях труда, в отличие от «нечистых» – колдунов, самоубийц и т.д. Много параллелей в верованиях чувашей и соседних народов: марийцев, мордвы, удмуртов. Особенности проявляются в деталях, что можно установить, в частности, анализируя произведения устного народного творчества. Например, согласно чувашским мифам, Вселенная состоит из семи этажей (миров). Верхний мир, небесный, считался обителью бога Тура, божеств и добрых духов. Средний мир, «çут тĕнче», считался местом обитания людей и всего живого, а нижний, подземный, «леш тĕнче» – местом обитания злых духов во главе с шайтаном. Бог сотворил человека бессмертным по своему образу и подобию, но из-за нарушения его заповедей был отправлен на землю. Взаимодействие небесного, земного и иных миров можно считать одним из широко распространенных народных мифов. Следующей особенностью проявления культа предков у чувашей можно считать особое почитание мифических героев паттӑрсем: Улӑп, Атӑл, Услати, Темен, Сарри, Ахплата, Сакхата, Сурӑм, Шу и др. Автор солидарен с мнением ученых, полагающих, что некоторые исторические личности превращались в объект поклонения. Среди чувашей было широко распространено поклонение билярскому мусульманскому проповеднику Маалум Ходже (Валĕм Хуçа). Рассмотрены отдельные обряды прощаний с умершими и проводов их в подземный мир. Отражена трансформация традиционных верований под влиянием христианизации и буржуазной модернизации.

Выводы. Культ предков формировался во времена господства в обществе родоплеменных отношений и является одним из наиболее консервативных в системе традиционных верований. Представления чувашей о мироздании, богах и духах, сотворении всего живого и человека, жизни и смерти, взаимодействии между мифическими мирами и т.д. содержат общие черты с мифами, легендами, преданиями, обрядовой системой разных народов, которые можно назвать общечеловеческими и универсальными. Выявлены значительные параллели в культе предков чувашей и поволжских народов: марийцев, мордвы, удмуртов, татар. Чувашские мифологические, эпические произведения, зафиксированные в архивных, музейных собраниях, различного рода публикациях, а также наблюдениях авторов, позволили выделить особенности проявления культа предков в верованиях чувашей. Отмечено воздействие исторических перемен и особенно христианизации на разрушение и трансформацию традиционной культуры чувашского народа.

Литература

  1. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: в 17 т. Чебоксары: Руссика, 1994–2000. Т. 1–2. 584 с.
  2. Васильев М.Г. Языческие представления чуваш о загробной жизни // Известия по Казанской епархии. 1904. № 14. Часть неофиц. С. 431–443.
  3. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 383 с.
  4. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш: историко-этнографические очерки. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959. 408 с.
  5. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. 432 с.
  6. Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1875. VIII, 279 с.
  7. КалиевЮ.А. Мифы марийского народа. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 447 с.
  8. Каховский Б.В. О некоторых параллелях погребального обряда волжских болгар и чувашского языческого населения // Труды ЧНИИ. Чебоксары, 1979. Вып. 93. С. 101–108.
  9. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности: опыт историко-этнографического и конкретно-социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания религиозных пережитков чувашей. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 356 с.
  10. Лепешкина Л.Ю. Похоронно-поминальный обряд как отражение этнической самобытности чувашей (XIX в.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 256–263.
  11. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб.: Имп. Академия наук, 1771. 538 с.
  12. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры: собраны в некоторых местностях Казанской губернии В. Магницким. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. VI, 268 с.
  13. Маторин Н.М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество. Ислам. Православие. Сектантство. М., 1929. 174 с.
  14. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры / ЧГИГН. Чебоксары, 2000. 360 с.
  15. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков… СПб.: Имп. Академия наук, 1791. 99 с.
  16. Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / ЧГИГН. Чебоксары, 423 с.
  17. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 248 с.
  18. Никитин В.П. Табуированный пантеон чувашской религии // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. С. 248–259.
  19. Никольский Н.В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 526 с.
  20. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб.: Имп. Академия наук, 1773. Ч. 1. 657 с.
  21. Петров И.Г. Одежда покойника в контексте похоронно-поминальных обычаев и обрядов чувашей // Вестник Чувашского университета. 2020. № 4. С. 86–99.
  22. Петров И.Г. Похоронно-поминальная обрядность чувашей Урало-Поволжья в исследованиях XVIII века // Проблема востоковедения. 2021. № 3(93). С. 29–34.
  23. Попов Н.С. На марийском языческом молении // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 130–
  24. Прокопьев К.П. Похороны и поминки у чуваш. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1903. 39 с.
  25. Рекеев А.В. Из чувашских преданий и верований // Известия по Казанской епархии. 1896. № 15, 16. С. 293–298.
  26. Рекеев А.В. Разные чувашские моления // Известия по Казанской епархии. 1898. № 5. Часть неофиц. С. 181–1
  27. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. II. Казань, 1870. 92 с.
  28. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  29. Сбоев В.А. Заметки о чувашах: исследования об инородцах Казанской губернии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 142 с.
  30. Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX в. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 524 с.
  31. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  32. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1940. 342 с.
  33. Чувашская мифология: этнографический справочник. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 591 с.
  34. Чувашское народное творчество: мифы, легенды, предания. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 567 с.
  35. Ягафова Е.А.Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI вв. Самара, 2009. 128 с.

Сведения об авторе

Гаврилов Александр Олегович – аспирант кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sanya_gavr20@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0005-2816-3762).

Формат цитирования

Гаврилов А.О. Культ предков в верованиях чувашей // Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 81–92. DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-81-92.

Загрузить полный текст статьи