DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-47-70
УДК 94:354:37(470.344)”1925/1940″
ББК 86.38-12+63.3(2)613-72
А.Н. СТАРОСТИН, С.О. СОХИБОВ
Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта «Панисламизм и пантюркизм: исторический, современный и прогностический дискурс в лицах и событиях», № 24-28-00188.
Ключевые слова
атеизм, ислам, мечеть, имам, коммунисты, пропаганда.
Аннотация
Тематика государственно-конфессиональных отношений в России является одной из значимых проблем как в области исторических исследований, так и в современной политической, общественной, социальной и культурной жизни общества. Одним из не до конца осмысленных аспектов является тема антирелигиозной пропаганды, носившая настолько масштабный характер, что система стереотипов, заданная в советский период атеистической пропагандой, пребывает в массовом сознании до сих пор. В связи с этим представляется наиболее важным проанализировать период становления данного направления советской политики в 1920-е гг., поскольку именно в это время было положено начало переформатирования сознания населения страны с религиозного на атеистическое. Особый интерес представляет работа с этноконфессиональными меньшинствами, в частности с народами, исповедовавшими ислам, поскольку большинство из них в тот период не знали русского языка и были глубоко укоренены в своей религиозной традиции. Представляя этноконфессиональное меньшинство, живущее в инокультурном окружении, мусульмане Урало-Сибирского региона достаточно стойко сопротивлялись атеистическому воздействию, поэтому пропагандистам приходилось творчески подходить к решению этой проблемы и использовать разные способы идеологического воздействия. Важно также и то, что сформировавшийся в этот период набор аргументов, который использовался для критики исламского вероучения, потом воспроизводился в атеистических антиисламских сочинениях пропагандистов вплоть до конца существования СССР.
Цель исследования – проанализировать практики, формы и эффективность атеистической работы с мусульманским населением Урала, Сибири и Дальнего Востока, направленной на отрыв данной группы населения от религиозной традиции и уменьшение влияния духовенства.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили научные работы, отражающие различные аспекты государственно-исламских отношений в 1920-е гг., опубликованные и впервые вводимые в научный оборот документы государственных архивов ряда регионов азиатской части России (государственные архивы Свердловской области, Новосибирской области, Хабаровского края, Национальный архив Республики Бурятия), отражающие деятельность партийно-государственных органов по работе с национальными меньшинствами, региональных отделений «Союза воинствующих безбожников» и других институтов советской власти. В ходе проведения исследования использовались общеисторические методы анализа и обобщения, а также специально-исторические методы, такие как проблемно-хронологический, историко-сравнительный и структурно-функциональный.
Результаты. Антирелигиозная пропаганда в 1920-е гг. носила преимущественно дискуссионно-полемический характер. Практиковались такие формы проведения антирелигиозных мероприятий, как диспуты и дискуссии атеистов с представителями духовенства, создание альтернативной общественно-праздничной традиции взамен религиозных (проведение «комсомольских рамаданов и байрамов», организация спектаклей, лекториев, иных интересных для молодежи мероприятий в дни празднования Ураза- и Курбан-байрама, проведение церемоний комсомольских имянаречений), кружковая работа, лекции на атеистическую и естественно-научную тематику, кинопоказы и многие другие. Особый упор делался на детей, молодежь, женщин и рабочих. Использование как опубликованных, так и неопубликованных архивных материалов из разных регионов показывает, что агитаторы сталкивались с одинаковыми проблемами, такими как сопротивление мусульманского духовенства, нехватка разбирающихся в религиозных вопросах лекторов, приверженность мусульманского населения религиозным традициям. Практиковались различные формы проведения агитационных мероприятий.
Выводы. 1920-е гг. являлись начальным этапом в развитии атеистической пропаганды в Советском государстве. Этот период можно охарактеризовать как «пробу пера», когда пропагандисты экспериментировали, пытались применять различные формы и методы агитационной работы, включая полемику с духовенством, создание новых традиций и обрядов, создание новых учреждений досуга и получения знаний, которые призваны были заменить мечети и вывести различные категории населения из-под их влияния. Основные трудности в проводимой работе представляли незнание мусульманским населением русского языка, приверженность религиозным традициям, острая нехватка агитаторов, знающих суть исламского вероучения, а также атеистов из числа татар, башкир и казахов. Вследствие сопротивления представителей мусульманского духовенства проводимой агитационной работе постепенно начинают применяться методы административно-ограничительного характера: было сокращено преподавание религии, одни представители мусульманского духовенства были включены в категорию «лишенцев», другие – подвергнуты репрессиям. Несмотря на принимаемые меры, существенных успехов в деле атеистической пропаганды в отношении мусульманского населения добиться не удалось, поэтому наряду с антирелигиозной агитацией, которая все больше проводилась в форме лекций, было принято решение произвести замену арабского алфавита вначале на латинский, а потом и на кириллический, чтобы оторвать массы мусульманского населения, прежде всего молодежь, от вековых традиций, а также был взят курс на силовое решение «религиозного вопроса» путем закрытия мечетей и массовых репрессий против духовенства и наиболее активных верующих. Наряду с этим, учитывая ошибки прошлых лет, продолжала развиваться и совершенствоваться система атеистической пропаганды, которая активно проводилась на протяжении всех последующих лет существования СССР.
Литература и источники
Сведения об авторах
Старостин Алексей Николаевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Россия, Нижний Новгород; доцент кафедры теологии, Уральский государственный горный университет, Россия, Екатеринбург (alisheria@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2703-5364).
Сохибов Сайдали Орифович – докторант, Болгарская исламская академия, Россия, Болгар; старший преподаватель кафедры теологии, Уральский государственный горный университет, Россия, Екатеринбург (saidali72@mail.ru).
Формат цитирования
Старостин А.Н., Сохибов С.О. Формы и практики атеистической антиисламской пропаганды в регионах азиатской части России в 1920-е годы // Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 47–70. DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-47-70.