Главная  /  Наука и инновации  /  Исторический поиск  /  Метаданные к статьям  /  Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 1  /  ФОРМЫ И ПРАКТИКИ АТЕИСТИЧЕСКОЙ АНТИИСЛАМСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В РЕГИОНАХ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ В 1920-е ГОДЫ

ФОРМЫ И ПРАКТИКИ АТЕИСТИЧЕСКОЙ АНТИИСЛАМСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В РЕГИОНАХ АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ В 1920-е ГОДЫ

DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-47-70

УДК 94:354:37(470.344)”1925/1940″

ББК 86.38-12+63.3(2)613-72

А.Н. СТАРОСТИН, С.О. СОХИБОВ

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта «Панисламизм и пантюркизм: исторический, современный и прогностический дискурс в лицах и событиях», № 24-28-00188.

Ключевые слова

атеизм, ислам, мечеть, имам, коммунисты, пропаганда.

Аннотация

Тематика государственно-конфессиональных отношений в России является одной из значимых проблем как в области исторических исследований, так и в современной политической, общественной, социальной и культурной жизни общества. Одним из не до конца осмысленных аспектов является тема антирелигиозной пропаганды, носившая настолько масштабный характер, что система стереотипов, заданная в советский период атеистической пропагандой, пребывает в массовом сознании до сих пор. В связи с этим представляется наиболее важным проанализировать период становления данного направления советской политики в 1920-е гг., поскольку именно в это время было положено начало переформатирования сознания населения страны с религиозного на атеистическое. Особый интерес представляет работа с этноконфессиональными меньшинствами, в частности с народами, исповедовавшими ислам, поскольку большинство из них в тот период не знали русского языка и были глубоко укоренены в своей религиозной традиции. Представляя этноконфессиональное меньшинство, живущее в инокультурном окружении, мусульмане Урало-Сибирского региона достаточно стойко сопротивлялись атеистическому воздействию, поэтому пропагандистам приходилось творчески подходить к решению этой проблемы и использовать разные способы идеологического воздействия. Важно также и то, что сформировавшийся в этот период набор аргументов, который использовался для критики исламского вероучения, потом воспроизводился в атеистических антиисламских сочинениях пропагандистов вплоть до конца существования СССР.

Цель исследования – проанализировать практики, формы и эффективность атеистической работы с мусульманским населением Урала, Сибири и Дальнего Востока, направленной на отрыв данной группы населения от религиозной традиции и уменьшение влияния духовенства.

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили научные работы, отражающие различные аспекты государственно-исламских отношений в 1920-е гг., опубликованные и впервые вводимые в научный оборот документы государственных архивов ряда регионов азиатской части России (государственные архивы Свердловской области, Новосибирской области, Хабаровского края, Национальный архив Республики Бурятия), отражающие деятельность партийно-государственных органов по работе с национальными меньшинствами, региональных отделений «Союза воинствующих безбожников» и других институтов советской власти. В ходе проведения исследования использовались общеисторические методы анализа и обобщения, а также специально-исторические методы, такие как проблемно-хронологический, историко-сравнительный и структурно-функциональный.

Результаты. Антирелигиозная пропаганда в 1920-е гг. носила преимущественно дискуссионно-полемический характер. Практиковались такие формы проведения антирелигиозных мероприятий, как диспуты и дискуссии атеистов с представителями духовенства, создание альтернативной общественно-праздничной традиции взамен религиозных (проведение «комсомольских рамаданов и байрамов», организация спектаклей, лекториев, иных интересных для молодежи мероприятий в дни празднования Ураза- и Курбан-байрама, проведение церемоний комсомольских имянаречений), кружковая работа, лекции на атеистическую и естественно-научную тематику, кинопоказы и многие другие. Особый упор делался на детей, молодежь, женщин и рабочих. Использование как опубликованных, так и неопубликованных архивных материалов из разных регионов показывает, что агитаторы сталкивались с одинаковыми проблемами, такими как сопротивление мусульманского духовенства, нехватка разбирающихся в религиозных вопросах лекторов, приверженность мусульманского населения религиозным традициям. Практиковались различные формы проведения агитационных мероприятий.

Выводы. 1920-е гг. являлись начальным этапом в развитии атеистической пропаганды в Советском государстве. Этот период можно охарактеризовать как «пробу пера», когда пропагандисты экспериментировали, пытались применять различные формы и методы агитационной работы, включая полемику с духовенством, создание новых традиций и обрядов, создание новых учреждений досуга и получения знаний, которые призваны были заменить мечети и вывести различные категории населения из-под их влияния. Основные трудности в проводимой работе представляли незнание мусульманским населением русского языка, приверженность религиозным традициям, острая нехватка агитаторов, знающих суть исламского вероучения, а также атеистов из числа татар, башкир и казахов. Вследствие сопротивления представителей мусульманского духовенства проводимой агитационной работе постепенно начинают применяться методы административно-ограничительного характера: было сокращено преподавание религии, одни представители мусульманского духовенства были включены в категорию «лишенцев», другие – подвергнуты репрессиям. Несмотря на принимаемые меры, существенных успехов в деле атеистической пропаганды в отношении мусульманского населения добиться не удалось, поэтому наряду с антирелигиозной агитацией, которая все больше проводилась в форме лекций, было принято решение произвести замену арабского алфавита вначале на латинский, а потом и на кириллический, чтобы оторвать массы мусульманского населения, прежде всего молодежь, от вековых традиций, а также был взят курс на силовое решение «религиозного вопроса» путем закрытия мечетей и массовых репрессий против духовенства и наиболее активных верующих. Наряду с этим, учитывая ошибки прошлых лет, продолжала развиваться и совершенствоваться система атеистической пропаганды, которая активно проводилась на протяжении всех последующих лет существования СССР.

Литература и источники

  1. Атеистический словарь / А.И. Абдусамедов, Р.М. Алейник, Б.А. Алиева и др.; под общ. ред. М.П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1985. 512 c.
  2. Белая Соборная мечеть / ред. кол.: Р.А. Бикбавов и др.; ред.-сост. Н.И. Маскина. Томск: Д-Принт, 2014. 235 c.
  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
  4. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1519.
  5. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-2084. Оп. 1. Д. 86.
  6. Государственный архив Свердловской области. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 363.
  7. Государственный архив Свердловской области. Ф. Р-233. Оп. Д. 1165.
  8. Государственный архив Красноярского края. Ф. П-1. Оп. Д. 89.
  9. Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-137. Оп. 9. Д. 2.
  10. Гусева Ю.Н., Бегасилова Ж.А. Дело о «панисламистской повстанческой организации» в Средней Азии 1940 г. // Российская история. 2018. № 2. C. 99–110.
  11. Гусева Ю.Н. Российский мусульманин в XX веке (на материалах Среднего Поволжья). Самара: Офорт, 2013. 408 с.
  12. Дадонова Н.А. Вовлечение татарских женщин Иркутской губернии в общественно-политическую жизнь в 1920–1926 гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-4(60). С. 58–62.
  13. Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. I. 640 с.
  14. Десятый съезд РКП(б). Март 1921 года. Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1963. 937 с.
  15. Друян В. Кем были «лишенцы»? Каких прав они лишались? [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Y85zG9cFDAzUIgOv (дата обращения: 15.12.2024).
  16. Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году (по материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. 2000. № 5(1). С. 105–114.
  17. Жумаев Н.Е., Окушова Г.А., Сметанина Т.А. Первая Соборная Красная мечеть Томской области: люди и страницы истории. Томск: Печатная мануфактура, 2015. 179 с.
  18. Известия Сибирского бюро ЦК РКП(б). 1920. № 18, 29 дек.
  19. Известия Сибирского бюро ЦК РКП(б). 1921. № 24, 5 марта.
  20. Ислам в истории и культуре Тюменского края (в документах и материалах) / И.Б. Гарифуллин, А.П. Ярков и др. Тюмень: Экспресс, 2004. 172 с.
  21. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: [в 3 т.]. Т. 3. Трансформация уммы в XIX–XXI вв. / А.П. Ярков, И.Б. Гарифуллин и др. М., 2015. 443 c.
  22. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / А.Н. Старостин, Д.З. Хайретдинов и др. М.: Медина, 2009. 475 с.
  23. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / гл. ред.: В.А. Ламин; редкол.: С.С. Букин и др. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. Т. 1. 716 с.
  24. История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М.М. Кульшарипов. Уфа: Гилем, 2010. Т. V. 468 с.
  25. История религиозных учреждений Восточной Сибири: тематический путеводитель по фондам Государственного архива Иркутской области / авт.-сост. Е.А. Луговская. Иркутск: Оттиск, 2017. С. 133–134.
  26. Каменских М.С. Национальная политика в Прикамье в 1918–1939 гг.: региональный аспект. СПб.: Маматов, 2019. 241 с.
  27. Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока [Электронный ресурс]. URL: http://xx-vek-istoria.narod.ru/libr/istochnik/vnpol/mus.html (дата обращения: 15.12.2024).
  28. Кокоулин В.Г., Рахматуллина А.Р. Томская мусульманская община: история и современность. Новосибирск, 2011. 128 с.
  29. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. 1917–1924 гг.: в 4 кн. Кн. 1: Центральные руководящие органы РКП(б): идеология вероисповедной политики и практика антирелигиозной пропаганды. М.: РОССПЭН, 2017. 646 с.
  30. Красное знамя. 1924. № 100, 30 апр.
  31. Медина-аль-Ислам. 2008. № 76, 26 авг.
  32. Меражов И.З. Репрессированная мифическая мусульманская организация «Гаскери Уешма» // Репрессированная сибирская провинция: материалы регионального научно-практического семинара (Новосибирск, 28–29 октября 2013 г.). Новосибирск, 2013. С. 34–40.
  33. Национальный архив Республики Бурятия. Ф. Р-248. Оп. 3. Д. 219.
  34. Парфенова С.А. Шадринский окружной совет Союза Безбожников // Шадринская старина. Краеведческий альманах. Шадринск, 1994. С. 52–60.
  35. Пономаренко М.В. Ислам в религиозной политике Советской власти в первой трети XX века (по материалам Западной Сибири) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 330–344.
  36. Религия и власть на Дальнем Востоке России: сб. док. Государственного архива Хабаровского края. Хабаровск: Частная коллекция, 2001. 398 с.
  37. Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 – декабрь 1925: сб. док. и материалов. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1959. 652 с.
  38. Следственное дело Патриарха Тихона: сб. док. по материалам Центрального архива ФСБ РФ / Правосл. Свято-Тихоновский богосл. ин-т; отв. сост. Н.А. Кривова. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016 с.
  39. Советская Сибирь. 1926. № 180(2018), 8 авг.
  40. Сокова З.Н. Власть и ислам в 1920-е годы (на примере Тюменского региона) // Вестник Удмуртского университета. 2006. № 7. С. 211–216.
  41. Старостин А.Н. Антиисламская деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) на Урале // Ислам на Урале: энциклопедический словарь / сост. А.Н. Старостин, отв. ред. Д.З. Хайретдинов. М.: Медина, 2009. С. 36–37.
  42. Старостин А.Н. Ислам в Свердловской области. М.: Логос, 2007. 144 с.
  43. Татарские села Новосибирской области / А.Г. Гареев, Р.Ш. Тихомирова, Р.С. Галиева и др. Новосибирск, 2013. 113 с.
  44. Тюменский рабочий. 1918. № 46, 27 апр.
  45. Хабутдинов А.Ю. ЦДУМ в дни голода 1921 года предотвратило вымирание населения Поволжья [Электронный ресурс]. URL: http://muslim-penza.ru/news/1133—–1921—–.html (дата обращения: 15.12.2024).
  46. Хакимов Р.Ш. Красная звезда против полумесяца: противостояние десятилетий. Челябинск: Абрис-Принт, 2013. 711 с.
  47. Хакимов Р.Ш. Кунашакское дело или дело № 5439. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2018. 168 с.
  48. Шевырин С.А. «Большой террор» в маленьком селе (репрессии 1937–1938 гг. в истории села Кояново) // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. К 70-летию Всесоюзной переписи населения 1939 года: материалы VI Междунар. науч. конф. Краснодар: Экоинвест, 2010. С. 241–244.
  49. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. 352 с.
  50. Ярков А.П., Старостин А.Н., Павлинова Р.Н. Мусульманские общины Азиатской части Российской империи в середине XIX – начале XX в.: по материалам учетных ведомостей Оренбургского магометанского духовного собрания. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. 489 с.
  51. Pospielovsky D.V. A History of Soviet Atheism in Theory, and Practice, and the Believer. Vol. 1: A History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Anti-Religious Policies, St Martin’s Press, New York, 1987, 325 p.

Сведения об авторах

Старостин Алексей Николаевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Россия, Нижний Новгород; доцент кафедры теологии, Уральский государственный горный университет, Россия, Екатеринбург (alisheria@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2703-5364).

Сохибов Сайдали Орифович – докторант, Болгарская исламская академия, Россия, Болгар; старший преподаватель кафедры теологии, Уральский государственный горный университет, Россия, Екатеринбург (saidali72@mail.ru).

Формат цитирования

Старостин А.Н., Сохибов С.О. Формы и практики атеистической антиисламской пропаганды в регионах азиатской части России в 1920-е годы // Исторический поиск / Historical Search. – 2025. – Т. 6, № 1. – С. 47–70. DOI: 10.47026/2712-9454-2025-6-1-47-70.

Загрузить полный текст статьи