Главная  /  Новости  /  55 лет ЧувГУ  /  Пятьдесят пять лет не возраст

Пятьдесят пять лет не возраст

10.03.2022
Категории: 55 лет ЧувГУ.

Как создавался Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Советские газеты в 1967 году писали об открытии университета в Чувашии как еще об одном детище Октября. И действительно, то, что ЧГУ открылся в год 50-летия Октябрьской революции, не случайное совпадение. Решение об этом в ЧАССР принималось на уровне ЦК КПСС. Далеко не быстро и не с первого раза. Но инициаторы создания университета, местные партийные деятели, удачно подгадали с моментом.

Нужны свои кадры

Вообще предтечей Чувашского госуниверситета можно считать первого чувашского просветителя Ивана Яковлева. Еще до революции он говорил, что у него есть мысль положить «на длинный период времени тысячу рублей с тем, чтобы на этот капитал нарастали проценты, а когда скопится крупная сумма, можно было бы создать чувашский университет». Но события октября 1917 года, к сожалению, помешали осуществить эту мечту. Первая же практическая попытка организовать чувашский университет принадлежит профессору Николаю Никольскому. В 1920 году он развернул кипучую деятельность в этом направлении, но недостаток материально-технической базы и финансовых средств не позволил ему завершить начатое дело.

В 30-е годы в Чувашии появились педагогический и сельскохозяйственный институты, заложившие основы чувашской интеллигенции. Эвакуированные в республику во время Великой Отечественной войны предприятия дали толчок к индустриальному развитию региона и становлению электротехнической промышленности.

Тогда же возник острый дефицит инженерно-технических кадров. В Чувашию приезжали выпускники из вузов Горького, Казани, Москвы, Ленинграда и других городов, но проработав здесь два-три года, уезжали обратно. Поэтому республике был крайне необходим вуз, где готовили бы специалистов из местной молодежи.

Чтобы решить кадровую проблему, в 1961 году в Чебоксарах открыли Волжский филиал Московского энергетического института. Его проректором назначили Анатолия Федорова. В течение шести лет он возглавлял филиал, проделав огромную работу и заложив фундамент будущего университета.

У него были свои взгляды на развитие высшего образования в республике. Проректор мечтал о политехническом, больше отраслевом, энергетическом вузе. Но к тому времени республика уже остро нуждалась не только в энергетиках, но и в машиностроителях, экономистах и медиках. Поэтому, по воспоминаниям современников, руководство ЧАССР открывало университет в «страшной секретности» и как бы за спиной руководителя крупнейшего вуза республики.

Дилемма основателей

Многое для появления университета сделал тогдашний первый секретарь Чувашского обкома КПСС Семен Ислюков. Он был очень деятельным человеком, неоднократно ездил в ЦК партии, встречался с Брежневым, с Косыгиным, с идеологом партии Сусловым, чтобы пробить решение этого вопроса.

В Чебоксары не раз приезжала комиссия министерства образования. Например, в первый раз комиссия пришла к выводу, что условий для открытия университета нет: «Кадров не хватает, база недостаточная, университет открывать не будем». Ислюков с таким решением не согласился и настоял на втором приезде комиссии. На этот раз москвичей удалось убедить, что кадры будут найдены, а корпуса построены.

– Возник вопрос о том, кто возглавит университет. Было несколько кандидатур, но в итоге остановились на Семене Сайкине. Участник войны, офицер. Я прекрасно помню Семена Федоровича, мы общались с ним в начале 90-х. Он уже был на заслуженном отдыхе, но несколько раз приходил, и мы беседовали на тему открытия университета, – рассказывает нынешний ректор вуза Андрей Александров.

В середине 60-х Сайкин работал в Казанском университете и был деканом самого крупного факультета вуза – мехмата.

– У него было трое сыновей, все устроены. Супруга – педагог-химик, доцент, сам он уважаемый декан, который имел оплаченные государством темы. Казалось бы, зачем ему менять академическую Казань и бытовую обеспеченность на смутные перспективы в Чебоксарах. Но он чуваш по национальности, и, как говорится, Родина позвала, – продолжает Александров.

Справедливости ради стоит отметить, что Семен Сайкин не сразу принял такое решение. Местным партийным деятелям пришлось несколько раз ездить в Казань, и после уговоров тот в итоге сдался.

Тогда же перед основателями вуза встала дилемма: либо основать энергетический институт на базе московского филиала, либо создавать многопрофильный университет, который возьмет в свой состав политех с его техническими направлениями. В итоге выбрали второе.

Был создан университет, который включил в себя наследие волжского филиала энергетического института: общий технический факультет, электротехнический и электрификации промышленности. К ним добавились медицинский факультет, химический, экономический и историко-филологический.

Огромную помощь в создании ЧГУ оказал Казанский университет имени Ульянова-Ленина. В Чебоксары приехали два доктора наук, что было большой редкостью для Чувашии. А с ними десять кандидатов наук. Всего же на первых порах в ЧГУ было около 200 преподавателей и около пяти тысяч студентов.

За 55 лет в ЧГУ стало в три раза больше студентов, почти в десять раз больше преподавателей, в восемь раз – кандидатов наук и в пятнадцать раз – докторов наук. За полвека вуз подготовил 128 тысяч специалистов. Сегодня в университете учится более 18 900 студентов из 50 стран мира.

От «А» до «Т»

Как уже было сказано, ЧГУ открывался не на пустом месте. Университету досталась научная база, а также лабораторное оборудование Московского энергетического института. За короткое время с момента появления филиала на пустыре возле старого Чебоксарского ипподрома выросло девять учебно-лабораторных корпусов, студенческий городок с тремя благоустроенными общежитиями и дом для профессорско-преподавательского состава, открылись столовые.

Первый корпус ЧГУ, который сейчас обозначается литерой «А», был построен еще в 30-е годы XX века в стиле неоклассицизма. Пока здание не занял университет, здесь в разные годы размещались медицинский техникум, акушерские курсы, учебный полк связи во время войны. Потом, в 50-е годы, сельскохозяйственный институт, а с 61-го года – Волжский филиал Московского энергетического института.

Именно в этом здании располагались кабинет ректора и все административные службы вуза. Сейчас оно выполняет представительские функции, а в 60-е годы здесь были учебные аудитории. Евгений Григорьевич Егоров, завкафедрой электрических и электронных аппаратов, вспоминает, что на втором этаже корпуса была большая сцена, а на первом студенты сдавали зачеты по физкультуре в его длинных коридорах. Кстати, сегодня ветерану вуза 78 лет. Он начинал учиться в Волжском филиале Московского энергетического института, а заканчивал учебу уже в ЧГУ в 1968 году.

В 1966 году был построен корпус «Г», который выходит фасадом на Московский проспект и, по сути, является визитной карточкой Чувашского госуниверситета. Потом появились профилакторий и университетская клиника. В 1984-м был введен в эксплуатацию новый корпус ЧГУ по улице Университетской. В 1989 и 1990 годах ввели в эксплуатацию ДК и научную библиотеку. В 2004-м открыли спорткомплекс, а в прошлом году в вузе появился собственный бассейн. Сегодня в Чувашском госуниверситете 20 учебных корпусов, которые обозначаются буквами от «А» до «Т» и цифрами.

Евгений ПЕТРОВ. «Российская газета». 2022. 9 марта.