Главная  /  Новости  /  Абитуриентам / Школьникам  /  От средней школы и ЕГЭ до вуза: как подростку выбрать будущую профессию

От средней школы и ЕГЭ до вуза: как подростку выбрать будущую профессию

01.02.2023

До 1 февраля одиннадцатиклассникам нужно было определиться, по каким предметам сдавать ЕГЭ. Этот выбор во многом будет определять, в какой вуз и на какое направления подавать документы. Но это лишь один из этапов выбора профессии.

В Чувашии четверть выпускников вузов работают не по специальности. Такие данные приводит служба исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru. А по данным Росстата, в стране по специальности работают только около 40% населения. Эксперты говорят, что чаще всего люди меняют свою первую профессию из-за низкой зарплаты и смутных перспектив карьерного роста. Хотя причина может быть в том, что в юности, поступая в вуз, мы изначально неправильно поступаем.

Между тем профессия – это выбор образа жизни. Например, когда мы говорим «врач», «педагог» или «менеджер», то легко можем представить, из чего складывается повседневность у людей этих специальностей.

О том, как школьнику определиться с выбором будущей профессии, чтобы не тратить несколько лет на ненужную учёбу, мы поговорили с руководителем центра профориентации ЧувГУ Ольгой Васильевой.

Когда начинать выбирать профессию

– По идее заниматься профориентацией должны уже в школе. На это есть соответствующие методические рекомендации, но по факту делается эта работа не очень эффективно, – говорит Васильева.

В процессе учебы можно выделить несколько этапов, когда школьник может задуматься о будущей профессии. Первая – это 7-8 класс. До этого возраста детские желания вроде «буду ветеринаром, потому что хочется лечить животных», имеют слишком расплывчатый характер.

Для начала нужно определиться, к кому ближе ребенок: к «технарям» или «гуманитариям». Для этого, например, есть различные тесты, самый известный из которых  дифференциально-диагностический опросник Климова.  Но, к сожалению, многие из них уже не работают. Во-первых, разработаны они были достаточно давно – например, эта методика появилась в 80-х годах прошлого века.  Во-вторых, многих профессий, которые в ней упоминаются, сегодня просто не существует. В то же время появилось множество специальностей, которых не было полвека назад. Поэтому, по мнению Васильевой, тестирование ребенка – не самый однозначный вариант.

 – Здесь, на мой взгляд, нужно следовать другому принципу – выбирай то, что тебе нравится, и то, что легко дается. Нужно дать возможность ребенку попробовать себя в разных областях, чтобы потом сделать акцент на том, что ему интересно. Поэтому есть смысл отдавать детей в различные кружки – так у них появится больше шансов найти интересное для себя занятие, – поясняет Ольга Васильева.

Второй этап: 9 класс

Следующая реперная точка – это девятый класс. Здесь школьники делают выбор: продолжить учебу в 10-м классе или поступать в колледж. Далее – два варианта: остановиться на среднем профессиональном образовании или идти за высшим.

– Зачастую те, кто все же планирует поступать в вуз, сначала идут в колледжи и техникумы из-за боязни сдавать ЕГЭ. Это неплохая тактика, но у нее есть существенный минус. Например, по статистике очень немногие приходят в вуз после техникума. Если говорить о юношах, то скорее они пойдут в армию. А после армии многие уже хотят начать работать, обзавестись семьей. Поэтому в такой образовательной траектории случается перерыв, и не все после такого перерыва ее возобновляют, – поясняет Васильева.

Частный случай – это поступление на медицинский факультет. Но давайте подсчитаем: четыре года в медколледже, потом пять-шесть лет в вузе, еще два года ординатуры – для того, чтобы пойти по этому пути нужна очень сильная мотивация.

Третий этап: 10 класс

По наблюдениям педагогов, многие школьники идут в 10 класс, а не в тот же колледж, просто потому, что не знают, какую профессию выбрать. Они считают, что за два года как-нибудь определятся. Но если они остаются в школе, то им нужно выбирать класс по профилю.

В крупных школах существует несколько направлений, например, физико-математические, социально-экономические, гуманитарные, лингвистические или химико-биологические классы. От того, что в итоге выберет школьник зависит, сколько часов будет уделяться тем или иным предметами. А от этого напрямую зависит, по каким предметам он сможет подготовиться к ЕГЭ.

– Если ребенок учится в большой школе, то на этом этапе у него есть выбор, куда пойти. Если же школа небольшая и в ней один-два выпускных класса, то ребенок, конечно, ограничен в своем выборе. Поэтому выход для таких детей – либо подавать документы в другую школу, либо нанимать репетиторов, – продолжает Васильева.

Третий этап: 11 класс

11 класс – это время, когда необходимо определяться с предметами, которые выпускник будет сдавать на ЕГЭ. Школьникам дается срок до 1 февраля. Но даже если в выпускном классе к ребенку вдруг приходит озарение, что он «лирик», а не «физик», то и здесь не все потеряно. При должной мотивации и при помощи недешёвых репетиторов еще можно успеть подготовиться для сдачи предметов гуманитарной (если он «технарь») или технической (если он напротив – «гуманитарий») направленности.

Финал: как выбрать вуз

На что выпускники могут ориентироваться при выборе вуза? На мнение знакомых, друзей или родителей, на наличие бюджетных мест, на проходные баллы, на перспективы устроиться на работу после учебы. Но это в теории, а что на практике?

– У нынешнего поколения зумеров очень небольшой горизонт планирования. Поступая в вуз, они зачастую не задумываются ни о возможностях трудоустройства, ни о востребованности будущей специальности. Эти вопросы волнуют лишь их родителей. Главная мотивация у сегодняшних выпускников – это то, чтобы им было интересно, – делится наблюдениями Ольга Васильева.

У школьников, правда, еще есть заблуждения, навязанные массовой культурой. Например, выпускник может заявить, что хочет стать программистом, жить на Бали, работать по два часа в день и получать большие деньги. Но лучше сразу «приземлять» таких мечтателей. Делать это можно на тех же днях открытых дверей, которые проводят вузы перед началом приемной кампании.

– Мы не только информируем школьников о наших возможностях, но и рассказываем о трудностях. Например, на технические специальности поступить легче, потому что там ниже проходной балл, но учиться будет сложнее. На гуманитарные направления нужны более высокие баллы по ЕГЭ, а значит поступить на них труднее, зато учиться – легче, – поясняет Ольга Васильева.

Сегодня по большому счету нет большой разницы, в каком вузе учиться, считает эксперт. Понятно, что в стране есть два топовых высших учебных заведения – это МГУ и СПбГУ. Затем идут вузы федеральные, например, Казанский или Уральский. Есть опорные вузы регионов. К ним как раз относится Чувашский госуниверситет. По мнению Васильевой, поступать в вуз в другом регионе стоит, если в принципе хочешь сменить среду проживания и жить в большом городе.

– Работодатели сейчас, как правило, не смотрят, от какого вуза диплом. Вместо долгих собеседований соискателю дают выполнить тестовое задание. Поэтому здесь важны навыки и умения. И соответственно очень многое зависит о мотивации и того, как студент будет учиться. Ну и конечно, у вуза должна быть хорошая база и связи с индустриальными партнерами, – говорит Васильева.

А вот почти крамольная мысль от сотрудника вуза →

– Будем откровенны, не каждому нужно высшее образование. Например, чтобы стать хорошим шеф-поваром, необязательно идти в вуз. Сегодня это модная и высокооплачиваемая работа. Чтобы ее получить, достаточно пойти в кулинарный техникум. Можно быть краснодеревщиком, делать эксклюзивные вещи и не иметь вузовского диплома. Однако, если настанет момент, когда потребуется масштабировать свои навыки, то понадобятся знания в экономике или менеджменте. Вот тогда можно и в вуз.

https://moygorod.online.