География конкурса в этом году охватила 75 регионов страны, более 320 университетов и научных организаций, поступило свыше 11,6 тысячи заявок. Большая часть проектов-победителей посвящена цифровым технологиям, креативным индустриям и биотехнологиям.
“Студенты Чувашского госуниверситета принимают участие в конкурсе с самого его основания. За предыдущие сезоны уже 17 ребят добились успеха, в этом году к ним присоединились еще семь. Для них победа в конкурсе – это отличный шанс реализовать свои идеи на практике и, возможно, заложить фундамент будущего бизнеса”, – рассказал ректор ЧувГУ Андрей АЛЕКСАНДРОВ.
Четыре из семи проектов-победителей вуза в этом году подготовлены под руководством кандидата экономических наук Владимира ИВАНОВА.
“Еще когда мы проектировали Бизнес-инкубатор вуза, руководителем которого я являюсь, была задача создать экосистему молодежного предпринимательства, где можно будет генерировать новые идеи, в том числе в рамках импортозамещения. Чтобы университет и бизнес шли рядом, мы должны создавать что-то новое в помощь нашим партнерам-предпринимателям. А для наших студентов – это возможность научиться зарабатывать на своих идеях”, – рассказал нам Владимир Иванов и раскрыл специфику каждого из проектов, где он выступает наставником.
Первый — студентки экономического факультета Дарьи ТИХОНОВОЙ, называется он “Создание автоматизированной гидропонной системы для интерьеров и малого бизнеса”.
Эта система представляет собой инновационное решение для выращивания растений в условиях ограниченного пространства. Гидропоника набирает вcё большую популярность в мире, находит широкое применение в различных сферах. Например, она идеально подходит для квартир и частных домов, позволяя выращивать свежую зелень, овощи и декоративные растения круглый год. Особенно востребована система для обустройства кухонь, балконов и лоджий, где традиционное садоводство затруднено.
В коммерческом же секторе система успешно используется в офисах и бизнес-центрах для создания зеленых зон, в коворкингах и торговых центрах для оживления пространства. Заведения общественного питания: рестораны, кафе, бары – применяют установку как для декоративных целей, так и для выращивания свежей зелени прямо на кухне.
“Возможно, когда-то мы как человечество и вовсе уйдем с полей. В Японии, например, есть 20-этажный дом, где выращивают растения таким методом. В нашей стране территории достаточно, пока такие масштабы осваивать нет смысла, однако для небольших помещений система востребована. В тех же ресторанах можно будет есть ягоды прямо с грядки, пусть и такой пока экзотической”, – поделился Владимир Иванов.
Следующий проект, также студентки экономического факультета Екатерины ИВАНОВОЙ, называется “Создание образовательного VR-контента для школ”.
Сейчас классическая система образования, несмотря на развитие цифровых платформ, по-прежнему сталкивается с серьезными ограничениями. Одно из главных – недостаток визуализации и практического погружения. Ученики читают тексты, смотрят видео, слушают лекции, но редко получают возможность действовать, пробовать, ошибаться и исправляться в безопасной среде.
Виртуальная реальность (VR) кардинально меняет подход к обучению. Вместо абстрактных теорий учащиеся получают интерактивный опыт: они управляют дронами в виртуальном пространстве, выступают перед цифровой аудиторией, моделируют инженерные объекты.
“По данным исследований, применение VR в обучении повышает концентрацию внимания учащихся в среднем на 60%, и материал усваивается лучше – на 50% по сравнению с традиционными форматами”, – привел данные Владимир Иванов.
По его словам, задача проекта – разработать софт для того, чтобы на этой основе конструировать визуализацию в разных областях знаний. Например, в курсе анатомии виртуально можно изучать строение человека, истории — побывать на полях сражений прошлого.
“Еще одна важная миссия – придумать, как обойти ограничение: в VR-пространстве сложно находиться в течение целого урока, устают глаза. Поэтому и занятия с использованием этой технологии должны быть продуманы до мельчайших деталей”, – отметил руководитель Бизнес-инкубатора ЧувГУ.
Студент юридического факультета Евгений МИХАЙЛОВ победил с проектом “Создание экологичных кормов для рыб на основе региональных и альтернативных ингредиентов методом экструзии”. Казалось бы, где право, а где биология. Однако Евгению эта тема интересна давно, он вместе с командой проводит опыты в одном из рыбохозяйств Чувашии, и результаты впечатляют.
Вообще, корм – это 70% затрат любого рыбоводного хозяйства. Хороший корм дает качественный и быстрый рост рыбы и минимальный кормовой коэффициент. Плохой создает много проблем, одна из которых – потеря вкусового качества мяса.
Почему именно рыба? Потому что ее выращивание – один из самых выгодных видов сельского хозяйства. Это связано с кормовым коэффициентом. Для прироста 1 кг крупного рогатого скота (говядина) нужно потратить от 10 кг корма, для прироста 1 кг поросят (свинина) – 5-6 кг, для птицы – 2-3 кг. В случае с рыбой это всего лишь 1-1,5 кг корма на 1 кг прироста.
В пруду рыбу кормят всем чем угодно: зерном, червями, пшеницей. Такой подход не всегда дает хороший результат. Экструзия же – это процесс, при котором сырье под высоким давлением и температурой загоняется в шнеки и распадается до молекулярного состава, а затем снова склеивается.
“Такие корма можно найти в любых зоомагазинах, их дают не только рыбе, но и всем домашним животным. Наша же задача – уменьшить стоимость корма, а сделать это можно на основе изготовления его из отходов тех же животных, причем местных. Такой биокруг в природе. И исследования Евгения показали преимущество подхода: рыба растет быстрее, практически не болеет и она вкусная. Теперь нужно показать заинтересованным предпринимателям, что в производство таких кормов можно инвестировать”, – рассказал Владимир Иванов.
“Создание инновационной образовательной среды с использованием интерактивных панелей для повышения эффективности обучения в ДОУ и школах” – проект студентки экономического факультета Александры КАРМАЛОВОЙ.
Интерактивные панели для школ – это современные технологические решения, которые кардинально меняют подход к обучению, делая его более увлекательным, наглядным и эффективным. Эти устройства сочетают в себе функции сенсорного экрана, компьютера и мультимедийной системы.
“Педагоги могут использовать графики, анимации, видео и 3D-модели для наглядного объяснения сложных концепций. Это особенно полезно в таких предметах, как физика, химия, биология и геометрия. Мультимедийные панели позволяют быстро подготовить и демонстрировать учебные материалы, а также сохранять результаты работы на уроке”, – объяснил Владимир Иванов.
Сенсорные панели планируют закупать в Китае прямо у производителей, с которыми Бизнес-инкубатор ЧувГУ наладил хорошие связи, а программным обеспечением заниматься самим. Здесь, как и в случае с VR-проектом, предполагается работа с командами из разных сфер.
Что касается самого конкурса, Владимир Иванов подчеркнул, что в этом году конкуренция была высокой, отбор проектов строжайший. “Победителей у нас могло быть и больше, подавали на конкурс и другие сильные проекты. Доработаем их и в следующем году выступим еще мощнее”, – уверен руководитель Бизнес-инкубатора ЧувГУ.
***
Владимир ИВАНОВ, руководитель Бизнес-инкубатора ЧувГУ, кандидат экономических наук, доцент:
– Я и сам неоднократно выигрывал гранты Президента РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, потому знаю, что это непросто. Проект должен быть проработан до мельчайших деталей, подготовлена интересная презентация. Всегда смотрят на то, что уже сделано, то есть представляемое комиссии не должно быть голой теорией. Рекомендовал бы рассмотреть вариант “Стартап как диплом”. Это когда твой проект относится и к университетскому образованию, и уже к предпринимательству через регистрацию юрлица. Мы всегда поможем. В вузе такого нет, чтобы наши ребята оставались без поддержки. Для развития студентов у нас созданы все условия.
Дмитрий НОВАК. Газета «Грани». 2025. 27 сент.