Главная  /  Новости  /  Ректор  /  Готовы Родине служить

Готовы Родине служить

22.02.2022
Категории: Ректор.

Разные поколения примеряли на себя военную форму. Одним довелось участвовать в боевых сражениях, для других служба в армии стала школой жизни. В преддверии Дня защитника Отечества корреспонденты «ЧН» провели опрос среди читателей, попросили их поделиться воспоминаниями и впечатлениями.

Леонид Иванович Егоров, участник Великой Отечественной войны:

— Мое поколение не понаслышке знает, что такое война. Нашу юность опалили суровые сороковые. Меня призвали в армию в сентябре 42-го. А до этого, сразу после школы, мы строили за Волгой всякие оборонительные сооружения.

После короткого обучения военному делу отправили на фронт. Я попал на Западный. Был наводчиком противотанковой пушки. Однажды, во время очередного жестокого сражения, на моих глазах погиб напарник, меня ранило в голову. Сколько же боевых товарищей мы потеряли, сколько пережили горя и невзгод!

Ближе к концу войны меня отрядили в военное училище. Стал офицером, и до 1971 года служил в армии в разных войсках. Сейчас мне 97 лет. Здоровье, конечно, дает сбои, но за новостями слежу постоянно. Опять нашу страну хотят втянуть в военный конфликт, сплошные провокации. Поражаюсь мудрости и сдержанности нашего Президента… России не нужна война! Но уж если придется, мощь современной Российской армии позволит надежно защитить Родину.

Андрей Юрьевич Александров, ректор ЧувГУ им. И.Н. Ульянова:

— После первого курса состоялся призыв в армию. Попал в Теджен — маленький военный городок в Туркменской ССР, он тогда готовил танкистов. С июня по октябрь 1984 года Азия и армия перекраивали организмы новобранцев: жара под 40 градусов, многокилометровые марш-броски, танковая теория и практика… За первые месяцы службы ребята теряли по 8-10 килограммов веса, но выковывали упорство характера. Затем Афганистан: на танк весом 37 тонн дополнительно наваривали на башню специальные металлические пластины, поэтому особенно сложны спуски и подъемы. На горных серпантинах одна гусеница — вплотную к скале, а вторая почти над пропастью. Безопаснее внутри машины, но нет обзора, а без «глаз» колонна рискует въехать прямо в ловушку…

В соседней с нашей частью хлебопекарне служил паренек из Чувашии, ему ужасно хотелось хоть разок в танке прокатиться. У каждого человека есть мечта. Дал ему на плацу «порулить», земляк вылез из машины взмокший от волнения, но очень счастливый. И в качестве благодарности потом не раз «презентовал» нам кульки с тестом, из которых мы с сослуживцами пекли почти домашние пирожки.

Олег Иванович Данилов, ветеран войн в Чечне:

— После службы в армии я пришел работать в МВД, в специальный отряд быстрого реагирования. В составе СОБРа выезжал в Чечню 7 раз, с 1994 года. В первый раз — в апреле — мае сводный отряд стоял у населенного пункта Бамут. Штурмовали, было непросто, но наши, чебоксарские, все остались живы. Второй раз выехал в командировку после перемирия, которое во время приезда в Чечню объявил генерал Лебедь. Во вторую Чеченскую войну снова были командировки. О смерти, ранениях тогда не думал — то ли по молодости лет был лихим, то ли по складу характера. Но осколочное ранение в бедро и контузию от взрыва неизвестного устройства все-таки получил — инвалидность оформили. Награжден медалью «За отвагу», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За отличие в охране общественного порядка», ведомственными медалями и знаками. Очень жаль, что в Чебоксарах в те годы не было реабилитационного центра для участников боев, многие нуждались в поддержке в гражданской жизни.

Александр Малов, начальник Единой дежурно-диспетчерской службы г. Чебоксары:

— Мы с братом-близнецом с детства мечтали стать офицерами и после школы подали документы в военные учебные заведения. В 1994 году, окончив Саратовское высшее командно-инженерное училище ракетных войск, я был направлен в Краснознаменный Дальневосточный военный округ — в 35 армию, которая дислоцировалась в Амурской области. Здесь, кстати, уже служил мой брат. Через два года я стал его начальником — заместителем командира ракетного дивизиона.

В рядах Российской армии я пробыл до 1999 года, уволился в звании капитана. Это время вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Офицерский коллектив — это большая дружная семья, где все друг друга поддерживали. В нашем военном городке двери в квартирах никогда не закрывались. Вообще, все зависит от командира — он должен быть строг, но справедлив. И мне в этом плане повезло.

Служба в армии пришлась на непростые 90-е: распад СССР, экономические трудности. Мы по полгода не получали зарплату, выручал офицерский паек. Много моих однокашников прошло через боевые действия на Северном Кавказе. Из своей бригады я проводил в Чечню более 30 бойцов.

Несмотря на все трудности, никто никогда не роптал. Командировки, учения, боевые пуски шли по плану. И, конечно, велась воспитательная работа среди бойцов.

Это сейчас в ракетные войска жесткий отбор среди новобранцев. Тогда уровень образования солдат-срочников оставлял желать лучшего. Помню, один призывник из Иркутской области даже не умел читать и писать. Пришлось обучать его грамоте.

Армия закаляет характер — учит ответственности, дисциплине. Вот только один пример. У меня был боец, Аркадий Мальцев, которого призвали в армию после ПТУ. Он пришел неловким, несобранным пацаном, однажды чуть ракету не уронил. Но за время службы возмужал так, что ему можно было доверить выполнение сложных и ответственных заданий. Демобилизовался Мальцев в звании старшего сержанта.

Виктор Семенов, легкоатлет, участник летних Олимпийских игр 1976 года:

— После окончания пединститута меня определили в ракетные войска. Чуть было не забрали в подводники, но, ознакомившись с личным делом, решили, что больше пригожусь на суше. Помню, как кто-то из начальников сказал: заберем этого спортсмена к себе, пусть защищает честь нашей команды. К тому моменту я уже получил звание мастера спорта. Так я попал в город Каменка Пензенской области.

Поначалу мне везло. Я победил на чемпионате Приволжского военного округа по легкой атлетике и получил разрешение на дополнительные часовые тренировки. Потом меня направили на чемпионат России по спортивной ходьбе, но я, увы, сошел с дистанции. Руководство не стало со мной церемониться, занятия запретили. Пришлось прикладывать максимум усилий, чтобы снова их возобновить. «Добро» получил, но время выделили не самое подходящее, до утренней зарядки. Приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть потренироваться на плацу и к шести часам присоединиться к остальным солдатам.

Очень уставал и морально, и физически. Но именно в армии я окончательно осознал, что хочу заниматься спортом. Трудности, с которыми столкнулся во время службы, укрепили меня, научили достигать цели.

Сегодня необходимо наращивать авторитет армии, его должны ощущать современные подростки. Видели бы они, как мы в свое время волновались накануне военной комиссии в школе. Боялись, вдруг вердикт врачей будет «не годен»?! Во времена нашей юности это было сравнимо с позором. Все ребята мечтали как минимум дослужиться до офицера. Это было очень почетно.

Геннадий Тарасов, менеджер по подбору персонала ООО «Ланит»:

— На службу в армию меня призвали в 2009 году во время учебы в чебоксарском техникуме. При распределении на сборном пункте в Канаше я и еще двое ребят из Чувашии были направлены во Владивосток. Добирались туда на поезде девять дней.

Я активно занимался боксом и боевым самбо, был кандидатом в мастера спорта. Видимо, это повлияло на то, что меня определили в морскую пехоту — в 155 отдельную бригаду. Нельзя сказать, что я мечтал именно об этом роде войск: я просто хотел служить в армии.

Обычно окружающие, узнав, что я прошел школу морского пехотинца, восхищаются: «О, круто!» Это действительно было круто. Строгий режим: подъем в 5.30, отбой в 22.00. Физическая подготовка шла параллельно с теоретическими занятиями. Скучать было некогда: тактические учения, стрельбища на полигоне, прыжки с парашютом, погружения под воду на 35-метровую глубину, рукопашный бой. С благодарностью вспоминаю наших офицеров, которые всегда могли помочь, подсказать, поддержать.

В итоге после года срочной службы я заключил контракт еще на восемь месяцев. Считаю, что в армии получил полезный жизненный опыт. Стал более самостоятельным, мне теперь проще выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Дмитрий Грачев, врач — травматолог-ортопед, Городской клинический центр:

— На призывном пункте в Канаше узнал, что моя служба будет проходить в Сочи, во внутренних войсках. Окончательно в свое везение поверил, только когда увидел перед собой море и горы. В наши обязанности, среди прочего, входило обеспечение правопорядка в городе. Мы патрулировали улицы, заодно изучали местные достопримечательности. В общем, терпимо. Только летом, в самые жаркие дни, было непросто при полном обмундировании, в бронежилете.

Впрочем, в целом наши армейские будни не отличались от остальных частей: жизнь — по режиму, четкость — во всех делах. За неподчинение, невыполнение приказов наказывался разом весь взвод. Иногда наказание заключалось в том, что нам не давали сотовые и мы лишались возможности позвонить родственникам, друзьям. Это было очень обидно, но, как говорится, один за всех и все за одного. Особенно тяжело было 18-летним парням, которые попали в армию сразу после школы. Но они взрослели прямо на глазах: из скованных, сжатых, стеснительных подростков превращались в серьезных мужчин.

Мне в этом отношении было несколько проще, поскольку в армию призвался после окончанию мединститута. О моем образовании в курсе были сослуживцы, командир роты. Иногда они обращались за советами, я старался помочь. Однажды довелось спасать генерала. У него резко упало давление, он был на грани обморока. Вокруг все растерялись, я оказал первую помощь, стабилизировал его состояние.

Служба научила меня не только действовать и брать на себя ответственность за поступки, но еще ценить время, правильно его распределять. Я служил в 2016 — 2017 годах, но до сих пор придерживаюсь армейского распорядка. Подъем, завтрак, обед — все в положенное время. Это очень дисциплинирует.

Испытание армией проходил не только я, но и моя девушка. Ее любовь, вера очень меня поддерживали. Теперь она моя жена. И знает, что наш сын обязательно пойдет в армию.

Опрос провели Ольга БОДРОВА, Лариса БУЛАНКИНА, Вера ЗАХАРОВА, Ирина САВКИНА.

https://chebnovosti.ru.