Константин ЛИПИН: «Преподавание помогает лучше излагать научные результаты»

Воскресенье, 04.11.18

Липин.-ФотоЧто думают люди о труде химиков? Поиск эликсира молодости, например? Колбы разных фасонов и мастей, непрерывно кипящий

котел, взрывы, халаты с пятнами от въедливых веществ, постоянно использующихся в работе? Пожалуй, жителям Чувашии сразу представляется здание гиганта-«Химпрома». Ну а нам, «жителям» ЧГУ, вспоминается свет поздними вечерами из корпуса «О» и неизменная результативность научных сотрудников химико-фармацевтического факультета. Сегодня беседуем с кандидатом

химических наук, доцентом кафедры химической технологии и защиты окружающей среды Константином Владимировичем Липиным.

Константин Владимирович Липин родился 21 августа 1984 года в Новочебоксарске, окончил местную школу №14 в 2001 году, тогда же поступил в Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова. В 2009-м окончил аспирантуру кафедры органической и фармацевтической химии и защитил диссертацию.

Неоднократный победитель всероссийских и республиканских конкурсов, лауреат стипендий Президента РФ и Главы ЧР. В 2015-м он признан лучшим молодым ученым Чувашии. Недавно его идея получила

поддержку на федеральном уровне – грант Президента России.

– Константин Владимирович, СМИ уже рассказали об этой победе. Интересно узнать о вашем проекте подробнее. На каком этапе работы находитесь сейчас?

– Я занимаюсь разработкой методов синтеза и исследованием оптических свойств гетероциклов на основе этен-1,1-бистилатов натрия. Если говорить простым языком, изучаю новые фотостабилизаторы – вещества, которые могут поглощать ультрафиолет из солнечного света. Это свойство можно применить в производстве лаков, красок, строительных материалов, чтобы защитить материалы от вредного влияния ультрафиолетового излучения. На сегодняшний день отработаны методы синтеза фотостабилизаторов, получено необходимое количество целевых соединений. Далее мне предстоит изучить их оптические свойства.

– Что привело вас к изучению именно этой темы?

– Работая ранее над совсем другим проектом, получил интересные серосодержащие гетероциклы. Мониторинг тематической литературы натолкнул на патенты японских исследователей: компания Fujifilm, используя схожие вещества, применяет их в создании защитной пленки для фотографий. Такая пленка позволяет снимкам не желтеть со временем. Так у меня появилась идея синтезировать подобные соединения, модифицировать их и изучить.

– На два года исследований выделено 1,2 млн. Хоть средств никогда не бывает много: достаточно ли этого для реализации поставленных на этот период целей?

– Первый год проекта, скажем так, «синтетический». Основные цели этого этапа – создание рационального и простого метода синтеза будущих фотостабилизаторов. Цель второго этапа – изучение оптических свойств полученных соединений.

Основная статья расходов по гранту сводится к покупке реактивов, химической посуды и вспомогательных расходных материалов. Разрабатываемые мной методы получения целевых соединений отличаются своей простотой, чтобы их легче было внедрять в производство, поэтому применения дорогостоящего оборудования не требуется.

– Желаем вам успехов в претворении планов! Отходя от темы гранта, расскажите, с чего же начинается день в химической лаборатории?

– Как правило, рабочий день наполнен учебными занятиями, подготовкой к ним и различными текущими задачами. Научной деятельности посвящаю свободное время и вечерние часы.

– Молодой ученый – это уже не студент, но и еще не заслуженный профессор. Как передается опыт на химико-фармацевтическом факультете, существует ли преемственность?

– На нашем факультете сложился дружный и сплоченный коллектив, мы постоянно общаемся и обмениваемся опытом. Лично я многому научился у своего научного руководителя Олега Вячеславовича Ершова. Университет, со своей стороны, поддерживает начинания молодых ученых, поощряет инициативу и никогда не скупится на достойную мотивацию.

– Как студенту понять, что наука – это твое? Сказалось ли на выборе дела жизни то, что ваши родители много лет проработали на «Химпроме»?

– Студенту советую присмотреться к изучаемым предметам и преподавателям. Особенно после второго курса, когда начинаются профессиональные дисциплины. Для каждого, кто хочет связать свою жизнь с химией, важно нащупать свой личный путь. Мне понравилась органическая химия при прохождении курса.

Да, в свое время именно отец посоветовал мне подать документы на химико-фармацевтический факультет.

– Вы занимаетесь одновременно и преподаванием, и научной работой. Наверняка одно неизбежно мешает другому. Но в чем, по вашему опыту, плюсы такого сочетания?

– Главный плюс – смена деятельности, это позволяет переключиться и найти свежее решение проблемы. Преподавание помогает четче формулировать мысли и лучше излагать научные результаты. А наука – понять, что действительно важно знать людям и о чем им следует рассказывать.

– Чтобы двигаться вперед, науке нужно финансирование. А помимо этого? Что бы вы изменили в организации науки в высшей школе?

– На мой взгляд, современная наука и образование излишне бюрократизированы. Иногда идея или порыв могут угаснуть при столкновении с бумажной волокитой.

– В лаборатории у вас, несомненно, творческая работа. А что рутинно в вашей деятельности? Много ли времени и сил отнимает, например, написание статей, подготовка к лекциям?

– Химия – это не только интересные эксперименты, но и расшифровка полученных результатов, написание тезисов, статей и заявок на гранты. Да вот даже мытье химической посуды! Я бы не назвал эти процедуры скучными, ведь к каждому делу можно подойти творчески. Хоть я преподаю не первый год, но к занятиям приходится готовиться, так как хочется вести их на должном уровне. При написании статей затраты времени также оценить сложно, каждая из них – научный труд со своей историей и предпосылками.

– Химия объединяет людей с разнообразным стилем мышления. Что скажете о вашем коллективе?

– Действительно, на химико-фармацевтическом факультете работают очень интересные, разносторонне развитые личности. Нас объединяет искренняя любовь к науке, желание совершать научные открытия. Главное – никогда не останавливаться на достигнутом. У науки нет границ познания.

– Знаю, что вы любите читать. Поделитесь впечатлениями от недавно прочитанной книги.

– Эту любовь привили мне родители, в нашем доме всегда было много книг. Из последнего заставил по-другому взглянуть на литературу роман «Лолита» Владимира Набокова. Произведение удивило своей многогранностью, стилем и множеством метафор.

– Пожалуй, одно из преимуществ профессии ученого – нет географических границ. Есть ли они у вас, любите ли путешествовать?

– Стараюсь увидеть как можно больше, разумеется, по мере возможностей. Из всех мест, которые посетил, больше всего понравились страны Средиземноморья с их сказочными пейзажами, вкусной кухней и интересной природой. Запомнился морской круиз по Балтийскому морю. Закаты и рассветы в открытом море незабываемы.

Надежда АРТАМОНОВА.

 

ruschuvashengfr 
 
yt yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniab
Адрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia