gripp
el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
chuvashskaya respublika copy
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

(Из выступления ректора В.Г. Агакова на расширенном заседании Ученого совета с приглашением руководителей всех структурных подразделений вуза. 25 февраля 2010 года)

– Еще раз хочу подчеркнуть, что осознаю сложность и ответственность работы на таком высоком посту, как ректор университета. Своей задачей, как ректора, считаю обеспечение дальнейшего стабильного и динамичного развития Чувашского госуниверситета имени  И.Н.Ульянова в современных условиях. Понимаю важность и значимость тесного взаимодействия и сотрудничества ректора и президента университета. Понимаю важность монолитности всего коллектива университета и единого корпоративного духа, – отметил Всеволод Георгиевич и ознакомил с основными положениями своей программы по дальнейшему развитию университета, которые, как он заметил, были изложены на конференции коллектива по выборам ректора университета 11 декабря 2009 года. Они основаны на широком использовании инновационных подходов к решению задач, стоящих перед высшей школой в современных условиях.

– Сегодня хотел бы остановиться на тех задачах, которые стоят перед коллективом университета на ближайший период, до конца учебного года. Они продиктованы теми стратегическими целями, которые поставлены перед университетом, и состоянием высшей школы России в современных условиях. Еще раз подчеркиваю, что хочу остановиться именно на тех конкретных задачах, которые мы должны решать сегодня, завтра, до конца учебного года. Необходимость обсуждения этих вопросов связана не с тем, что наше сегодняшнее состояние тяжелое, а с тем, что сама жизнь заставляет нас меняться и двигаться дальше. Мы должны совершенствовать нашу деятельность на основе глубокого анализа нынешнего состояния дел.

1. Управление университетом

1.1. Нам необходимо совершенствовать систему управления университетом путем оптимизации организационной структуры вуза, повышения персональной ответственности, укрепления исполнительской дисциплины. Нам надо широкомасштабно внедрять автоматизированную систему управления университетом. Мы рассмотрели разные версии и возможности внедрения в университете автоматизированной системы управления вузом. Должен сказать, что эта фирма запросила для первоначального внедрения данной системы в университете огромную сумму – 14 млн. руб. После консультаций со специалистами мы пришли к выводу, что в университете достаточно своего интеллектуального потенциала в этой области, чтобы самим разработать автоматизированную систему, тем более, некоторые элементы этой системы уже созданы и успешно у нас функционируют. Мы предлагаем создать научную группу по разработке и внедрению автоматизированной системы управления университетом, решением Ученого совета выделить определенные средства на эту работу после составления Технического задания и утверждения Сметы расходов. Руководителем группы предлагаю назначить профессора Б.М.Калмыкова, декана факультета информатики и вычислительной техники.

Разработка и внедрение автоматизированной системы управления вузом силами преподавателей и сотрудников университета имеет ряд преимуществ: с одной стороны, мы привлекаем способных и талантливых работников, аспирантов и студентов университета, и материально их поддерживаем. С другой, университет не будет зависеть от сторонних компаний. Если нам удастся создать хорошую систему, то университет может ее предлагать другим вузам, по крайней мере, Чувашской Республики за определенную плату.
Хочу отметить, что недавно известная компания «МегаФон» безвозмездно передала университету сервер на сумму 500 тыс. долларов.

1.2. Ровно год назад в связи с переходом на новую систему оплаты труда в университете мы провели некоторый анализ штатного расписания и его оптимизацию. Это послужило одним из оснований, что в университете не был сокращен ни один работник в связи с переходом на новую систему оплаты труда. В этом году продолен анализ штатного расписания, который необходимо закончить в течение месяца. Надо принять меры по дальнейшему его совершенствованию и оптимизации штатной структуры кафедр и факультетов, продолжить работу по совершенствованию организационной структуры факультетов, кафедр, управлений и отделов. Для анализа штатного расписания и организационной структуры вуза приказом по университету создана специальная комиссия. Считаем целесообразным отдел стратегического прогнозирования, планирования и финансового контроля реорганизовать в планово-финансовый отдел. Сегодня надо принять решение, чтобы все общеуниверситетские кафедры, кроме двух кафедр физической культуры и спорта, входили в состав факультетов. Это позволит более четко организовать работу этих кафедр.

1.3. Необходима четкая вертикаль управления университетом. На важность и необходимость вертикали власти в стране неоднократно указывали в своих выступлениях руководители страны Д.А.Медведев и В.В.Путин. В университете утверждены структура управления и распределение обязанностей между проректорами; определена схема взаимодействия различных структурных подразделений. В каждом структурном подразделении должны быть должностные инструкции руководителей и иных работников, которые необходимо неукоснительно исполнять.

Необходима строгая исполнительская дисциплина работников. Руководитель каждого структурного подразделения должен быть ответственным за свой участок работы, прежде всего, – организацию работы своего подразделения. Руководитель должен быть высокопрофессиональным, творчески и аналитически мыслящим человеком, восприимчивым к инновациям и инновационным технологиям. Со стороны ректората будут приняты все меры, чтобы ответственное и умелое исполнение своих обязанностей любым руководителем должным образом поощрялось материально при установлении стимулирующих надбавок.

Ставлю задачу, что до конца учебного года руководитель каждого структурного подразделения университета должен стать умелым пользователем персонального компьютера. Напомню, что Президент ЧР Н.В.Федоров в своем Послании Государственному Совету отметил: «Успех индустриализации в СССР в 30-х годах прошлого столетия был обеспечен, прежде всего, за счет ликвидации всеобщей безграмотности и подготовки квалифицированных инженеров и рабочих. Сегодня успех модернизации также будет достигнут за счет всеобщей компьютерной грамотности… Для этого надо начать уже сегодня с простого, но очень важного проекта. Такого, который пока не осуществил ни один российский регион, – с тотального обучения населения навыкам работы на компьютере».

Для оперативного решения текущих вопросов предлагаю утвердить сегодня состав ректората из 12-и человек: ректор, президент университета, все проректора, главный бухгалтер, начальник юридического отдела, председатель студенческого совета, председатель профкома работников, председатель профкома студентов, аспирантов и ординаторов.

2. Образовательная деятельность университета

2.1. Любой вуз, университет ценится, в первую очередь, качеством подготовки специалистов, уровнем научных исследований и своими выпускниками. Подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных и востребованных специалистов по всем имеющимся в вузе специальностям и направлениям подготовки является первостепенной задачей – сложной и многоплановой.

Немалое значение в решении этой задачи имеет четкая организация учебного процесса, высокий профессионализм преподавателей и профессоров, требовательное, но доброжелательное отношение преподавателей к студентам. В этой части у нас многое сделано, но еще остаются некоторые проблемы. Пользуясь тем, что здесь присутствуют деканы факультетов, заместители деканов и заведующие кафедрами, хочу сказать, что будут приняты самые строгие меры по отношению к тем преподавателям, которые занимаются вымогательством у студентов, заставляют их покупать свои книги, а в противном случае не допускают ребят к экзаменам или зачетам. В настоящее время в университете на рассмотрении находится письмо Рособрнадзора с указанием некоторых фактов, по которому мы будем принимать конкретные меры.

Мое глубокое убеждение, что в университете одной из ключевых фигур является преподаватель – ассистент, ст. преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета. Мы должны поднять статус преподавателя вуза. Большинство студентов поступают в университет, чтобы получать знания, достойное образование. Именно преподаватель дает эти знания, занимается научной работой, приобщает студента к научной деятельности, проводит и должен проводить воспитательную работу. При этом нужно четко осознавать, что эту работу можно успешно выполнять только при активном сотрудничестве с другими категориями работников и при поддержке всех служб в университете. Мы все – и преподаватели, в частности, – должны приложить все усилия, чтобы студенты стали высокопрофессиональными специалистами и достойными людьми. Для этого мы должны быть требовательными и к самому себе, и к каждому работнику!

В течение месяца нам необходимо закончить анализ учебных планов по всем формам обучения; оптимизировать их в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами; проанализировать расписание учебных занятий и количество лекционных потоков. Ненормально, когда в одном лекционном потоке или учебной группе обучаются буквально несколько человек. В прошлом году мы провели анализ и оптимизацию учебных планов на очном отделении по всем специальностям и направлениям подготовки, в результате этого анализа объем учебной нагрузки по университету уменьшился на 100 тысяч часов (в условиях почасовой оплаты это составляет 15 млн. рублей в год). В течение двух недель, до начала расчета часов на следующий учебный год, УМУ необходимо закончить работу по распределению учебных дисциплин по кафедрам в соответствии с нашими университетскими нормативными документами.

Уважаемые коллеги! Уже началась работа по приему студентов на 1 курс. Приемной комиссии университета, всем факультетам и кафедрам необходимо принять все меры, чтобы набрать на 1 курс достойных студентов как на бюджетной основе, так и по контракту. Всем факультетам и филиалам в срок до 10 марта с.г. необходимо разработать План профориентационной работы и принять самое активное участие в его реализации.

Скоро будет объявлен конкурс на контрольные цифры – мы очень внимательно должны проанализировать ситуацию, по каким специальностям и направлениям подготовки будем подавать заявки на бюджетные места. Сегодня мы должны утвердить Положения, регламентирующие деятельность приемной комиссии в 2010 году. Они, как и в прошлые годы, разработаны в соответствии с действующим законодательством с учетом изменений в 2009/2010 учебном году.

2.2. До конца учебного года УМУ совместно с факультетами необходимо создать и развить систему дистанционного обучения, в первую очередь, для студентов, которые поступили в университет через представительства в г. Казань и г. Стерлитамак. Дистанционные формы обучения необходимо использовать для широкого внедрения в университете системы дополнительного образования.

Необходимо совершенствовать и расширять систему дополнительного образования, повышения квалификации специалистов, подготовки и переподготовки кадров для предприятий и организаций Чувашской Республики и регионов России, используя при этом дистанционные формы обучения. Это особенно важно в условиях уменьшающегося количества выпускников общеобразовательных школ. В целях организации системной работы по дополнительному образованию в университете предлагаю создать Центр дополнительного образования, ликвидировав при этом факультет довузовской подготовки. Довузовская подготовка является одной из форм дополнительного образования. Руководителем Центра дополнительного образования предлагаю назначить Владимира Васильевича Матвеева, заведующего кафедрой педагогики и психологии, который в течение многих лет работал заместителем министра образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Преподаватели университета издают достаточно много учебных и методических пособий, но, к сожалению, не всегда соответствующего качества. Поэтому предлагаю ввести в практику проведение в учебно-методическом совете университета экспертизы представленных к изданию учебных пособий и методических разработок. Мы должны продолжить практику материального стимулирования авторов – сотрудников университета.

3. Научно-исследовательская деятельность

Я бы не хотел подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку будет доклад проректора по научно-ииновационной работе В.В.Афанасьева «Об итогах НИР за 2009 год и задачах дальнейшего развития научных исследований в университете». Остановлюсь лишь на трех важных моментах:

3.1. Важнейшей задачей в университете является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований для инновационного развития Чувашской Республики и регионов России. Нам необходимо добиться развития и эффективной работы недавно созданного в университете по инициативе Л.П.Куракова Научно-образовательного и инновационного комплекса высоких технологий и наноматериалов. В рамках этого комплекса созданы инновационные малые предприятия, которые до конца учебного года должны начать активную работу с широким привлечением к их деятельности талантливых преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов университета.

3.2. Объявлен конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых будет устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Последний срок представления материалов – 5 марта с.г. В университете создана специальная группа ученых по анализу деятельности университета за последние 4 года и выработке перспектив научных исследований по приоритетным направлениям. Призываю всех к активному сотрудничеству с рабочей группой и научной частью университета. Да, у нас есть определенные успехи в научных исследованиях, идеи по их дальнейшему развитию и совершенствованию организации. В конкурсных материалах мы должны умело показать свои достижения и перспективы нашего развития. Участие в конкурсе и победа в нем – это как участие в олимпийских играх.

3.3. До конца учебного года с учетом современных требований мы должны разработать программу «Кадры», в рамках которой необходимо предусмотреть создание резерва руководящего состава факультетов, кафедр, управлений и отделов. Мы должны совершенствовать механизмы по поддержке молодых преподавателей и ученых, привлечению к работе в университете высокопрофессиональных научно-педагогических кадров. Особо сложная ситуация – на технических факультетах с преподавателями, которые имеют ученые степени кандидата или доктора наук: 32,7% из них находятся в возрасте свыше 60 лет, а если взять докторов наук, то 80,9% – в указанном диапазоне возраста. В рамках программы «Кадры» мы должны предусмотреть усовершенствованные механизмы по поддержке молодых преподавателей и ученых, привлечению к работе в университете высокопрофессиональных научно-педагогических кадров. Если мы не примем меры по поддержке молодых преподавателей и ученых, особенно по инженерно-техническим специальностям, то через несколько лет может наступить кадровый кризис.

У нас накопилось достаточно много конкурсных и выборных дел. Следующее заседание Ученого совета, в основном, будет посвящено выборным и конкурсным делам. Поэтому прошу, уважаемые коллеги, передать своим преподавателям, чтобы они не переживали по этому вопросу.

4. Социально-экономическая деятельность

4.1. Первостепенной задачей в этой области мы считаем социальную защиту преподавателей, сотрудников и обучающихся в университете. Хотел бы доложить, что мы получили бюджетное финансирование на 2010 год, которое находится приблизительно на уровне прошлого года.

С 1 января 2009 года мы перешли на новую систему оплаты труда. Прожитый год показал, что нам необходимо совершенствовать механизм стимулирования работы преподавателей и сотрудников университета. Он должен быть более прозрачным и иметь определенные количественные показатели в дополнение к качественным показателям. Мы считаем необходимым, чтобы была определенная градация в размере должностных окладов и стимулирующих выплат. Думаю, неправильно, когда должностной оклад старшего преподавателя или ведущего инженера равняется должностному окладу уборщицы (при всем уважении к этой категории работников). Совместно с рабочей группой по переходу на новую систему оплаты труда под руководством двух деканов профессоров А.Е.Яковлева и Э.Н. Рябининой мы рассмотрели разные версии градации в заработной плате в зависимости от должности. Вашему вниманию предлагается следующий механизм, который обсуждался со многими деканами факультетов: стимулирующую часть нашей заработной платы предлагается разделить на две части – постоянную и переменную. Постоянная часть устанавливается в зависимости от должности на длительный срок, например, для начала – на один год, а переменная часть устанавливается ежемесячно по представлению руководителей структурных подразделений с учетом выполненной работы в течение месяца. При таком подходе должностной оклад, например, ассистента с учетом постоянной части стимулирования ежемесячно составит 5000 руб. и не будет зависеть от воли руководителя. В настоящее время должностной оклад ассистента, старшего преподавателя и уборщицы совпадают и составляют 4330 руб. На такую градацию по университету уходит приблизительно половина общего фонда стимулирования. Другая половина фонда распределяется по представлению руководителей подразделений совместно с профсоюзным бюро и зависит от качества и количества выполненной работы тем или иным работником.

4.2. Необходимо активизировать работу по увеличению внебюджетного финансирования. Эта задача в настоящее время становится очень актуальной. Уменьшение объема внебюджетных средств за счет студентов-контрактников связано, по крайней мере, с 4-мя факторами:

• Демографическая яма – выпускников школ, следовательно, студентов-контрактников, объективно будет меньше, чем в прошлые годы;

• Стоимость обучения студентов-контрактников на весь период обучения заморожена, за счет чего мы теряем приблизительно около 50-и млн. руб. ежегодно;

• Предоплата за обучение студентов за этот и последующие учебные годы;

• Наличие достаточно большого числа вузов в нашей республике.

Из-за этих факторов общий объем финансовых средств, поступающих за счет обучения студентов на контрактной основе, по сравнению с прошлым годом сократится приблизительно на 30 %.

Всем понятна важность и необходимость развития и использования научных результатов для пополнения внебюджетного фонда – оказание научно-производственных услуг, развитие инновационных малых предприятий, расширение хозяйственных договоров, выполнение востребованных и актуальных научных и научно-технических программ, привлечение инвестиций. Сейчас я не хочу подробно останавливаться на этих вопросах, потому что об этом мы говорили неоднократно – они имеют больше стратегический характер, чем тактический, и будут затронуты также в докладе В.В.Афанасьева.

Хочу подчеркнуть, что для успешного осуществления структурными подразделениями внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы основные принципы политики в этой области, в частности, такие как:

• заинтересованность каждого подразделения в максимизации объемов внебюджетных средств и их эффективного использования;

• стабильность принятого порядка финансовых отношений между подразделениями и руководством университета.

Хочу обратить ваше внимание на два момента, важные сегодня для пополнения внебюджетного фонда и его рационального использования:

• Создание и развитие системы дополнительного образования, широкомасштабное внедрение в университете различных форм дополнительного образования (переподготовка, повышение квалификации, различные курсы по всем специальностям и направлениям подготовки, по которым у нас есть лицензия, курсы по различным формам нашей деятельности). Деканам факультетов уже дано поручение в месячный срок разработать учебные планы по переподготовке и повышению квалификации, а также формы дистанционного обучения.

• Рациональное использование площадей университетского комплекса без ущерба для основной деятельности университета в научной и образовательной областях и развитие хозрасчетной деятельности структурных подразделений университета, которые содержатся за счет внебюджетных средств. До конца учебного года мы должны провести большую работу по совершенствованию деятельности этих подразделений и оптимизации их структуры. Проведенный анализ деятельности структурных подразделений, существующих за счет внебюджетных средств (а их у нас немало), показывает наличие значительных резервов как по экономии средств, так и зарабатыванию их. Скажу, что руководитель Рособразования Н.И. Булаев подписал разрешение сдавать на почасовую аренду объекты социально-культурного предназначения на договорной основе.

5. Развитие и укрепление материально-технической базы университета

5.1. Укрепление материально-технической базы университета является важнейшей задачей. Даже в самых сложных финансовых ситуациях нам необходимо проводить ремонт учебных корпусов, общежитий и других зданий университета, содержать их должным образом. Мы должны принять все меры по сохранению того состояния и качества зданий и помещений, которые мы имеем сегодня, и их эффективному использованию. В настоящее время каждая аудитория и комната закреплена за кафедрой, факультетом или другим структурным подразделением, руководитель которого несет персональную ответственность за организацию работы в этих помещениях. Но, уважаемые коллеги, мы с горечью должны признать, что не всегда сохраняем, рационально и эффективно используем то, чем располагаем. Поэтому в этом направлении нам еще предстоит немало.

Мы должны продолжить работу по оборудованию учебных корпусов и общежитий видеонаблюдением, обеспечить их современным противопожарным оборудованием. Очень важным сегодня становится вопрос обеспечения безопасности университета и членов его коллектива: это и противопожарная безопасность, и недопущение производственного травматизма, и обеспечение электробезопасности, и предотвращение террористических актов, и поддержание общественного порядка на территории университета и ряд других важных вопросов. Ректорату на следующее заседание Ученого совета представить на утверждение Комплексный план мероприятий по обеспечению безопасности и жизнедеятельности университета в 2010 году.

5.2. Нам необходимо укреплять материально-техническую и лабораторную базу факультетов и кафедр. В этой области много сделано, но еще многое предстоит сделать. Невозможно говорить о качестве подготовки специалистов, если в лабораториях не хватает самого необходимого для организации учебного процесса, а оборудование и аппаратура – тридцатилетней давности. УМУ сейчас составляет банк заявок на покупку компьютерной техники, оборудования и расходных материалов. Уже в этом квартале предполагается закупить компьютерную технику на 500 тыс. руб. на тендерной основе. Учебно-методическим управлением проведен анализ лабораторной базы в университете и наличия компьютерной техники в структурных подразделениях университета. Распределение компьютерной техники и другой оргтехники по кафедрам и другим структурным подразделениям будет осуществляться с учетом реальных потребностей.

Завершая выступление, Всеволод Георгиевич отметил, что он изложил видение только некоторых задач, которые стоят перед нашим коллективом до конца учебного года, и методы их решения, понимает и осознает, что решение этих задач может задеть личные интересы некоторых наших работников, но что глубоко убежден, что эти задачи должны быть решены, если хотим двигаться и развиваться дальше. Ректор также отметил, что надеется на поддержку, помощь и советы многотысячного коллектива в общем деле, и убежден, что коллектив университета сможет обеспечить дальнейшее стабильное и динамичное развитие нашего вуза в сложных современных условиях при монолитности всего коллектива – университета, единении усилий всех членов коллектива, в первую очередь, руководства вуза, руководителей и профсоюзных лидеров структурных подразделений университета.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia