Будущее Чувашской Республики теснейшим образом связано с переводом ее экономики на инновационный путь развития, а также перспективами освоения наукоемких производств и технологий. Внедрение инновационных технологий требует кардинального обновления кадрового состава крупных компаний и малых предприятий. В соответствии с целевой республиканской программой социально-экономического развития Чувашии до 2020 г. университет должен обеспечивать фактический выпуск специалистов по всем техническим направлениям на уровне 600 человек в год. Численность промышленного персонала в республике при устойчивом ее развитии сейчас оценивается на уровне 200-220 тыс. человек, что требует поддержания 16-20-тысячного инженерного корпуса.

Каждому профессионалу ясно, что для инновационного развития, проведения реиндустриализации отраслей и создания современных технологий, включая гуманитарные и социально-экономические, сегодня нужны высококлассные специалисты. По уровням подготовки республика нуждается в выпуске инженеров-исследователей (магистров техники и технологии), обеспечивающих создание и внедрение новых технологий, новейших материалов и изделий; инженеров, обеспечивающих функционирование технических служб предприятий и специалистов, управляющих сложным производством (с базовым техническим и вторым экономико-управленческим образованием).

Университетом совместно с органами государственной власти и работодателями сформулированы основные требования к республиканской системе подготовки кадров для промышленного комплекса республики:

– многоуровневость, удовлетворяющая потребность в специалистах разной степени квалификации, и непрерывность образования;

– разветвленность по специальностям и специализациям, включая различные уровни инженерно-управленческой подготовки;

– рассредоточение по территории республики системы учебных заведений, обеспечивающих связь ее с предприятиями и подпитку их местными кадрами;

– организация научно-производственного и образовательного кластера «Специалист – Чувашии» в целях инновационной модернизации образования.

Принятые новые ФГОС ВПО третьего поколения и осуществленный переход на систему «бакалавриат – магистратура», подтвержденный вводимым с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ставят совершенно новые задачи перед вузами. Вместе с этим сами вузы подразделены на разные категории и поставлены в резко неодинаковые условия для своего существования и развития. Так получается, что наш университет вновь должен бороться за «место под солнцем».

Успешно освоенная ЧГУ за 20 лет система многоуровневой подготовки является тем фундаментом, который позволяет строить ее обновленную структуру и на уровне новых требований. Все хорошо понимают, что вуз не может существовать без студентов, от контингента которых зависит количество профессорско-преподавательских ставок, а также объем финансирования и все остальное, включая материальную базу. Сейчас полным ходом идет процесс сокращения приема студентов на бюджет по многим классическим университетским специальностям. За ним, как тень, следует и систематическое снижение финансирования. В рыночных условиях, как ни странно это звучит, чиновниками продиктованы вузам и астрономические минимальные цифры стоимости контрактного обучения, которые совершенно не соизмеримы с доходами подавляющего числа граждан ЧР. В этом водовороте различных процессов, естественно, выживают только те, кто сопротивляется и не опускает руки, находит внутренние резервы, пути и возможности для дальнейшего развития.

Одним из этих путей и есть расширение магистерской подготовки. В 2013 г. из 783 тыс. выпускников школ РФ в вузы на бюджет будет принято 490795 человек, из них на бакалавриат – 416321 и в магистратуру – 74454 обучаемых. ЧГУ определен прием по госзаказу, составляющий около 0,3% от общего приема магистрантов в РФ. Надо признать, что это не так уж мало, если учитывать значительное число вузов России. План приема этого года по всем направлениям университета составляет 193 магистранта.

Интернет магазин RealGres.ru рекомендует приобрести La Mia Ceramica плитка

Существует, однако, обеспокоенность в выполнении этого госзаказа, поскольку в переходном периоде лица, оканчивающие специалитет, не очень стремятся поступать в магистратуру. Чаще всего это связано с недопониманием многоуровневой системы образования. Люди не слишком утруждают себя заботой о будущем. Но ситуация резко изменится через 2 года, когда конкурс в магистратуру резко возрастет и она станет для большинства студентов платной. Специалист с дипломом бакалавра вряд ли будет востребован признанными компаниями и фирмами. Интересен факт, что столичные вузы планируют уже в этом году соотношение: бакалавриат – 30%, магистратура – 70%. В то время как на периферии наблюдается тенденция: бакалавриат – 70%, магистратура – 30%. Кстати, министр Д.В. Ливанов на коллегии своего ведомства уже озаботился: «Видимо, не за горами переход к массовой магистратуре». Что не будет приветствоваться.

Роль магистратуры и ее престиж чуть позже возрастет еще по одной причине. Постепенно будет сокращаться прием в аспирантуру. Так, в 2013 г. в аспирантуру всего по РФ выделено лишь 25016 мест. Заочная аспирантура, как, впрочем, и заочное образование, будет сокращаться. По мнению министра, в ближайшие годы должен будет вообще прекращен прием в заочную аспирантуру и осуществлен переход к соискательству. По ФЗ № 273 аспирантура будет рассматриваться только как один из уровней профессионального образования с выдачей диплома (или присвоения степени кандидата наук при защите диссертации). Отсюда роль магистра, оценка уровня которого определяется теперь компетенциями, будет возрастать из года в год. Отметим, что в США магистр – это выпускник по программам самого высокого уровня образования. В России с 1803 г. магистры замещали должности заведующих кафедрами. С 1993 г. были введены степени бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук. В ближайшие годы две последние степени претерпят существенные изменения, и магистратура станет критерием высококлассного специалиста. Отсюда вытекает стремление федеральных и национально-исследовательских вузов к развитию магистерских направлений и программ. В 2012 г. в ВШЭ, например, было зачислено 2428 магистрантов и 343 магистранта-контрактника на 100 магистерских программ.

В настоящее время в ЧГУ реализуются основные образовательные программы (ООП) магистратуры по 18 направлениям, включающим 33 магистерские программы, которыми руководят, как правило, лица, имеющие научную степень доктора наук или ученое звание профессор. Накопленный за 20 лет  техническими и химическим факультетами ЧГУ положительный опыт многоуровневой подготовки специалистов способствовал успешной разработке и внедрению новых учебных планов. Они осваиваются в рамках бакалавриата для различных направлений и профилей с нормативным сроком освоения 4 года, а также и для всех магистерских программ со сроком освоения 2 года.

Развивая сотрудничество и сетевое взаимодействие с ведущими электротехническими предприятиями (АБС Холдинг, ЭКРА, ВНИИР, ЧЭАЗ, Динамика, Бреслер, ЧЭАЗ и др.) университет вошел в состав «Инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики», где решает с заинтересованными инновационными компаниями и фирмами вопросы подготовки инженерных кадров и особенно востребованных повсюду магистров.

Отмечая положительные достижения кафедр университета в подготовке кадров и сетевом взаимодействии с различными предприятиями и организациями, на заседании Ученого совета университета было обращено особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы многоуровневого образования и повышения качества подготовки бакалавров и магистров.

Главная задача – развивать сетевое взаимодействие с предприятиями, используя их базы для научных исследований по темам магистерских диссертаций, практик, а также лабораторных испытаний. Это кафедры неплохо делают. Однако со временем по отдельным направлениям с учетом увеличивающегося числа магистрантов начнут возникать проблемы с их трудоустройством на инновационных предприятиях, которых в Чувашии не столь много. Отсюда вытекает задача согласования с органами власти потребностей кадров в области малого инновационного предпринимательства в республике и в регионе в целом. Здесь понадобится комплексный подход, особенно по математическим, гуманитарным, социально-экономическим и другим направлениям магистерской подготовки.

Ученый совет университета рекомендовал деканам факультетов и заведующим кафедрами, осуществляющими подготовку магистров, до начала нового 2012/13 учебного года:

1. Рассмотреть на заседаниях советов факультетов вопрос о подготовке магистров, определив востребованные направления и перспективные магистерские программы, включая межфакультетские; а также оптимизировать максимально ООП, добиваясь поточности подготовки (не менее 12 человек) и групповых занятий (6 человек). Принять планы создания лабораторий и написания учебников и учебных пособий для повышения качества подготовки магистрантов. Обсудить и по возможности результативно внедрять сетевую форму подготовки магистрантов, используя кадровые и материальные ресурсы нескольких факультетов (кафедр) и других вне университетских организаций, включая федеральные и национально-исследовательские вузы и отечественные и иностранные компании.

2. Организовать и широко пропагандировать целевой прием в магистратуру, добиваясь неукоснительного выполнения плана – госзаказа. Пригласить в магистратуру специалистов фирм из числа окончивших вузы до 2009 г., а также вузов-соседей из числа окончивших специалистов до 2009 г. Принять все меры к выполнению государственного плана приема в магистратуру в 2013 году, расширяя целевой прием. Обновить программы и экзаменационные материалы вступительных испытаний в магистратуру по соответствующим направлениям и представить их в приемную комиссию ЧГУ до 20 июня 2013 года.

3. Войти при необходимости с ходатайством и обоснованием об открытии новых магистерских программ по лицензионным направлениям (прием в 2014 году) в Ученый совет ЧГУ до конца текущего учебного года (допускается открытие междисциплинарных программ в рамках ряда направлений подготовки). Открыть магистерскую программу «Энергосберегающие режимы электрических источников питания, комплексов и систем», в том числе и по заочной форме обучения. Сделать тем самым первый шаг к заочной и очно-заочной магистратуре.

4. Провести тщательный анализ учебных планов по направлениям магистратуры, с целью их уточнения и соответствия ФГОС ВПО в части перечня базовых дисциплин, зачетных единиц, отводимых на различные дисциплины, числа часов на обязательные (аудиторные) занятия, а также введения государственных экзаменов.

5. Согласовать с выпускающими кафедрами и УМУ руководителей направлений магистерской подготовки, которые включают ряд магистерских программ (профилей), а также выполнить требования ФГОС ВПО к квалификации руководителей магистерскими программами.

6. Утвердить во втором (текущем) семестре в обязательном порядке приказами по университету темы магистерских диссертаций и научных руководителей магистрантов первого года обучения.

7. Впредь в работе магистратуры руководствоваться вступающим в силу с нового учебного года Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В данной публикации приведены базовые положения из решения Ученого совета ЧГУ, с которыми должны быть ознакомлены все преподаватели и руководители кафедр. Они касаются всех, кто уже осуществляет или собирается вводить магистерскую подготовку. Статья обращена и к работодателям, которые хотят подготовить для своих компаний кадры, способные претворять в жизнь инновационные проекты, а также к молодым людям, ищущим свой путь в науке и творчестве.

В. Щедрин,
профессор. 

Похожие материалы

ruschuvashengfr 
 
vk yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia