el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

160213_8В последние годы появилось новое понятие «прикладной бакалавриат». Чем отличается «прикладной» от обычного, традиционного бакалавриата? С этим вопросом мы обратились к проректору по учебной работе нашего университета Андрею Юрьевичу Александрову.

А.Ю. Александров: «Введение прикладного бакалавриата в вузах и ссузах предусмотрено Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р). Более того, «удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования» в будущем выступит одним из показателей эффективности работы конкретного университета, института. Правда, федеральные государственные образовательные стандарты по прикладному бакалавриату планируется принять в 2014 - 2016 гг., а к реализации образовательных программ в штатном режиме приступить с 2015 г. Но перспектива совсем не далёкая и пора крепко подумать, как нам в университете эту работу продуктивно организовать.

Современное производство развивается чрезвычайно быстрыми темпами, и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, постоянно повышаются. Многие специальности требуют существенно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Сегодня специалист должен обладать навыками управления высокотехнологичным оборудованием, уметь переводить техническую документацию на иностранных языках и работать с различными информационными системами. По сути – это специалист со знаниями инженера и навыками высококвалифицированного рабочего.

По-видимому, авторы идеи прикладного бакалавриата учитывали, что образовательные программы ссузов, ориентированные, в первую очередь, на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. Выпускники же вузов, получая в период обучения добротные теоретические знания, зачастую не обладают опытом работы на реальном производстве. Отсюда – необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений качественно нового уровня высшего образования – прикладного бакалавриата.

В основе прикладного бакалавриата – образовательные программы СПО, направленные на овладение практическими навыками работы на производстве, на конкретном рабочем месте, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. Отметим, что объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, предусмотренного для обучения. По задумке разработчиков концепции прикладного бакалавриата, его задача – сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди приобретали полный набор умений и владений, необходимых для того, чтобы практически сразу, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Понятно, что ключевым условием реализации таких программ является теснейшая интеграция вуза, техникума, работодателя.

Что еще? Нормативный срок освоения программы прикладного бакалавриата – 4 года. Программа призвана обеспечить профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата. Надо сказать, что ряд специалистов, например, Высшей школы экономики, настаивают на 3-летнем обучении по программам прикладного бакалавриата. Лично у меня такой подход вызывает большие сомнения.

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Документ гласит, что эксперимент по созданию прикладного бакалавриата проводится с целью формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Задачами эксперимента являются:

– разработка и апробация на базе вузов и ссузов структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата;

– формирование перечня требований к результатам освоения программ прикладного бакалавриата различного профиля;

– отработка условий и технологии организации образовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;

– апробация форм и условий взаимодействия федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата.

Участники эксперимента (срок его – до 2014 г.) были определены по результатам конкурса, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2010 году. Это 16 вузов и 33 учреждения СПО (например, Казанский государственный технологический университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Сибирский федеральный университет, Чебоксарский электромеханический колледж и др). Несомненно, всем деканам факультетов, заведующим кафедрами нашего вуза требуется тщательно ознакомиться с опытом разработки и внедрения программ прикладного бакалавриата в этих учебных заведениях».

Похожие материалы

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia