spid
el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

45 лет назад Постановлением Совета министров РСФСР от 30 ноября 1967 года Чувашскому госуниверситету было присвоено имя Ильи Николаевича Ульянова. Вскоре после этого, 8 декабря 1967 года, в актовом зале главного корпуса состоялся многолюдный митинг, посвященный этому большому событию в жизни чувашского народа.

Студенту 3 курса историко-филологического факультета Владимиру Васильеву (ныне - профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории ЧГУ) было оказано большое доверие выступить от имени многотысячного коллектива студентов. Как вспоминает, Владимир Александрович, спустя многие годы он нашел текст своего выступления на пожелтевших от времени страницах республиканских газет. «С волнением вернулся в незабываемую юность и вновь с трепетом повторил сказанные от всего сердца слова - «Теперь мы - ульяновцы. Клянемся, что будем достойны этого имени. Клянемся, что куда бы ни послала нас Родина, мы будем нести это имя с честью», - вспоминает профессор.

Так кем же был Илья Николаевич Ульянов? Это – выдающийся педагог-демократ, гуманист, видный деятель просвещения второй половины XIX века. Илья Николаевич оказал значительное влияние на развитие передовой общественно-педагогической мысли, народного образования, культуры многонационального Поволжья.

И.Н. Ульянов родился 14(26) июля 1831 года в г. Астрахани в семье бедного мещанина. Отец, Николай Васильевич, беглый крестьянин из Нижегородской губернии, сумел приобрести недвижимость в городе Астрахани, став таким образом свободным гражданином. Однако он скончался, когда Илье было 5 лет. Его брат Василий Николаевич остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из матери, двух сестер и маленького брата. Благодаря старшему брату, заменившего ему отца, Илья, как способный ученик, в виде исключения поступает в гимназию. Проявляя большое упорство в стремлении к знаниям, в 1850 году он окончил Астраханскую мужскую гимназию, получив первую в истории этого учебного заведения серебряную медаль.

С 1850 по 1854 годы И.Н. Ульянов обучался на физико-математическом факультете Казанского университета. Университет, возглавляемый тогда выдающимся ученым Н.И. Лобачевским, отличавшийся прогрессивной установкой своих преподавателей, оказал огромное влияние на формирование общественных, научных и педагогических взглядов И.Н. Ульянова. В студенческие годы он занимался в астрономической и метеорологической обсерватории, где получил навыки организации и ведения метеорологических наблюдений. За научную работу «Способ Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфуса» И.Н. Ульянов был удостоен ученой степени кандидата математических наук.

В мае 1855 года Илья Николаевич назначается на должность учителя математики и физики в Пензенском дворянском институте. Здесь он проводил ежедневные метеонаблюдения, к которым был допущен распоряжением Н.И. Лобачевского от 25 мая 1855 года. Пенза оказалась началом самостоятельной педагогической, научной и общественной деятельности И.Н. Ульянова. На педагогическом поприще он проявил себя высококвалифицированным специалистом, прекрасным воспитателем, инициатором важных общественных начинаний в области просвещения. Работа в воскресной школе заложила в нем навыки руководителя, которые полностью раскрылись в последующие годы. В этом городе он создает семью с Марией Александровной Бланк.

В 1863 году чета Ульяновых переезжает в Нижний Новгород. И.Н. Ульянова назначают старшим учителем математики и физики в мужскую гимназию. Одновременно работает преподавателем и воспитателем в нескольких учебных заведениях. Он творчески подходит к педагогической деятельности. Опираясь на последние достижения физико-математической науки, разрабатывает оригинальные учебные программы по физике, математике, геометрии и космографии. Экспериментирует, вводит новые формы организации учебного процесса, широко использует наглядность в преподавании. Со временем у него складывается своя особая система педагогических взглядов.

Далее И.Н. Ульянов продолжил педагогическую деятельность в сфере народного образования. По ходатайству руководства Казанского учебного округа Министерство народного просвещения в 1869 году его переводит на высокопоставленную должность инспектора народных училищ в Симбирской губернии. К этому времени у них в семье рождаются старшие дети Анна и Александр. В 1874 году на основании Положения о начальных училищах И.Н. Ульянов, как один из лучших инспекторов, назначается директором народных училищ.

Объехав в первые же месяцы народные училища губернии, И.Н. Ульянов установил, что все они находятся в плачевном состоянии. Местное земство, возглавляемое реакционерами, бездействовало. Оно демонстративно не выполняло возложенные на него обязанности. Из 421 состоявших в списке школ действовали только 89. Из 384учителей, являющимися единственными в школе, 159 были приходскими священниками, выполнявшими наряду с учительской должностью еще и церковные обязанности. Благодаря энергичной, самоотверженной деятельности, умению установить контакты с крестьянами, привлечь прогрессивных людей края к делу просвещения народа, Симбирская губерния вскоре стала одной из лучших по успехам в народном образовании в России.

Обращение к научно-педагогической и общественной деятельности И.Н. Ульянова для современной России весьма актуально и значимо. Илья Николаевич является последователем педагогических систем К.Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Работая на ниве народного просвещения, он выработал свою педагогическую концепцию, основным стержнем которой было служение народу через школу. Школа должна была воспитать человека образованного и сильного духом, способного бороться с «невыгодными жизненными условиями». Претворению в жизнь этой цели И.Н. Ульянов посвятил всю свою жизнь. Он стремился поставить дело обучения и воспитания детей на должную высоту, чтобы школа действительно стала источником знания, источником культуры в темной, безграмотной, забитой деревне.

Новаторство И.Н. Ульянова включала в себя многие аспекты: реструктуризацию существующей сети школ; открытие новых одноклассных и двухклассных училищ; строительство школьных зданий; подготовку и усовершенствование учителей через педагогические курсы и семинарии; снабжение школ передовыми учебниками и учебными пособиями; проверку качества преподавания; привлечение усилий и средств общественности к школьному процессу и т. д.

И.Н. Ульянов приложил немало усилий для организации и проведения учительских съездов и курсов как наиболее эффективной формы повышения квалификации учителей, поднятию их общей педагогической культуры. В период с 1869 по 1879 годы было проведено 8 учительских съездов, которые помогли сплотиться учителям и активизировать работу по повышению качества учебно-воспитательной работы в школах. На съездах Илья Николаевич сам проводил показательные уроки, знакомил учителей с новыми программами, методиками. В Симбирске в семье Ульяновых рождаются дети Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария.

В создании Порецкой учительской семинарии, открытой в 1872 году, огромная роль принадлежит И.Н. Ульянову. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных педагогов - «ульяновцев», оставивших заметный след в истории народного образования. До Октябрьской революции 1917 г. в ней было подготовлено 765 народных учителей.

За 16 лет инспекторской и директорской деятельности народных школ Симбирской губернии образовательный уровень в сельских школах поднялся на совершенно новый уровень. В школы вместо случайных людей (отставных грамотных солдат, писарей и т.д.) пришли профессиональные учителя, которые получили образование в семинариях и гимназиях.

Была создана сеть школ для нерусского населения Среднего Поволжья – мордовского, чувашского и татарского народов. Местные консерваторы считали эти народы неспособными к учению, к созданию своей письменности и национальной культуры. Поэтому даже большинство непредвзято настроенной интеллигенции протестовали против обучения детей на родном языке. Священники были вообще против открытия даже народных школ. Они убежденно доказывали, что дети должны получать образование в церковно-приходских школах. При И.Н. Ульянове в Симбирской губернии было построено более 200 новых школьных зданий, число школ, где обучение велось на чувашском языке, было доведено до 38. В их числе Ходарская (ныне Шумерлинского района), Пандиковская (ныне Красночетайского района), Раскильдинская (ныне Аликовского района), Анастасовская (ныне Порецкого района) школы.

При поддержке И.Н. Ульянова сохранилась и получила развитие основанная И.Я. Яковлевым знаменитая Симбирская чувашская школа, которая впоследствии стала центром просвещения и очагом культуры для всего чувашского народа. После отъезда И.Я. Яковлева на учебу и Казанский университет в 1870 году, И.Н.Ульянов взял на свое попечение эту частную школу. Тогда в ней учились всего четыре ученика. Это были наиболее трудные годы в ее истории, так как из-за отсутствия своего помещения школа ютилась в частных квартирах, а средства для содержания учеников не хватало. Илья Николаевич добился признания школы Министерством народного просвещения, назначения первого штатного учителя. Благодаря И.Н. Ульянову школа приобрела статус государственного образовательного учреждения под названием «чувашская». К моменту завершения И.Я. Яковлевым учебы в университете в 1875 году число учащихся достигло 52 человек. И.Н. Ульянов никогда не забывал про чувашскую школу, по возможности помогал и всячески содействовал ей в развитии и процветании. Он высоко ценил просветительскую деятельность И.Я.Яковлева, который стал его верным другом и соратником.

Изучая архивные материалы, связанные с совместной деятельностью И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева, выявлено немало документов, подтверждающих искреннюю заботу И.Н. Ульянова о просвещении чувашского народа. Он жертвовал немало своих личных средств на строительство новых сельских школ, распространял учебные книги и т.д.

24 января 1886 года Илья Николаевич Ульянов скоропостижно скончался. В последний путь его провожали единомышленники, в похоронной процессии участвовал хор Симбирской чувашской школы.

Меняются времена и нравы, меняются идеологии и порядки, вожди и лидеры. Но в жизни есть непреходящие ценности. Среди них – личный и общественный вклад Ильи Николаевича в образование и культурное развитие чувашского народа. Деятельность И.Н. Ульянова известна всей России и далеко за ее пределами. И мы, благодарные потомки своих предков, должны беречь и приумножать достижения наших дедов и отцов.

Ольга ГАЛОШЕВА,
заведующая Музеем И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia