el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
dk
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
chuvashskaya respublika copy
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
mezd as stud tv
rus
zozh 2015 2
nauka i obr
kb
soob
map ncpti banner
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

После недолгих дискуссий президент России утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов. Что последует за принятием этого документа и как нужно работать с талантливыми "математиками" - в интервью РИА Новости рассказал президент Московского математического общества, академик Российской академии наук Виктор Васильев.

- Виктор Анатольевич, вы ведь в свое время преподавали в школе, можно сказать - работали с одаренными детьми.

- Да, я преподавал немного в 57-й школе в Москве - сначала ассистировал на занятиях матанализом, позднее читал лекции. Кстати, курс топологии, который сейчас я читаю, второкурсникам в Высшей школе экономики, впервые был прочитан десятиклассникам. А основная схема семинарских занятий, принятая на нашем факультете - это система листочков, введенная знаменитым учителем Николаем Константиновым в математических школах. Содержание курса конвертируется в последовательность задач, школьники их решают и сдают преподавателям в индивидуальном порядке. Возникает обсуждение, позволяющее поговорить с каждым учеником, разобраться в его заблуждениях, рассказать что-то в тему.

- Отечественная система школьного математического образования считается одной из ведущих в мире. В чем ее особенности, и сохраняется ли сейчас высокий уровень математической подготовки в специализированных школах?

-Да, сохраняется, об этом можно судить, например, по выпускникам этих школ, поступающим сейчас во ВШЭ. Они подготовлены не хуже, чем в мое время, чего не скажешь о нынешних выпускниках вообще.

В таких школах обычно преподают высококлассные профессионалы. Хороший учитель знает свой предмет далеко за пределами преподаваемого материала. В серьезных матшколах обязательно есть кружки и спецкурсы, которые ведут преподаватели вузов или студенты-математики. А главное - это пассионарная среда, общение с людьми, у которых горят глаза от своего дела, которые своей одушевленностью наводят ребенка на мысль, что занятие наукой - это правильное жизнеупотребление и лекарство от вырождения.

- Недавно была принята Концепция общенациональной системы выявления молодых талантов. Ее обсуждение было довольно бурным, был даже представлен альтернативный Колмогоровский проект, который предусматривает развитие сети спецшкол...

- Я знаком с обоими документами. И мне гораздо ближе более ранний Колмогоровский проект. Мне нравится его содержательность и то, что упор в нем делается на систему, которая давно себя оправдала, - я имею в виду спецшколы.

Нынешняя же Концепция очень мало нацелена собственно на обучение способных детей, а в основном посвящена созданию методической, теоретической, юридической - и прочее - "базы" для такого обучения. То есть в первую очередь это создание рабочих мест и щедрая подкормка для и так уже донельзя раздувшейся контрпродуктивной надстройки над учительским сословием.

- По вашему опыту, в каком возрасте проявляется одаренность? В каком классе можно понять, что ребенок одарен математически?

- Как говорят учителя, кому я склонен доверять, окончательный ответ здесь можно дать не ранее, чем когда ребенок достигнет переходного возраста.

Но вообще я побаиваюсь ярлыка "одаренный". Здесь не только огромный коррупционный риск (как будут решать, включать ребенка в число одаренных или нет?), но и психологический: непросто жить с мыслью, что ты особенный, известно, что многие этого не выдерживают, ломаются.

По-моему, почти любой человек может довольно успешно продвинуться почти в любой области, и математика не исключение: скажем, стать средним доктором наук может почти каждый, за исключением лишь клинических случаев. Ведь кроме одаренности есть и другие составляющие успеха - способность долго работать над проблемой, неравнодушное отношение к делу. К сожалению, у нас сейчас непопулярна идея, что нужно хорошо учиться и хорошо работать, и человеческий потенциал раскрывается на ничтожную часть.

- Одаренность выражается в учебных результатах или в победах на олимпиадах? Авторы Концепции предлагают расширять список олимпиад. Олимпиады способствуют выявлению талантов?

- Корреляция, безусловно, есть, но она не абсолютна. Нельзя утверждать, что тот, кто побеждает в олимпиадах или получает 99 баллов по ЕГЭ, обязательно станет талантом в этой области. Победа на олимпиаде - это гарантия того, что человек владеет предметом, у него есть необходимые способности к развитию в этой сфере. И обратно, люди, преуспевшие на научном поприще, как правило, выступали на олимпиадах неплохо, но не всегда блестяще. А по количеству олимпиад у нас их более чем достаточно.

- В Концепции отмечается также, что нужно усилить подготовку учителей: в педвузах надо вводить курсы, посвященные работе с одаренными детьми, чтобы работать с ними можно было в любой школе.

- В любой школе работать с одаренными детьми не получится. Как может учитель выводить детей на уровень намного выше его собственного? Одаренным детям нужны одаренные учителя. Сейчас по очевидным причинам такие молодые люди почти не идут ни в педвузы, ни работать в школы.

РИА «Новости». 2012. 28 апреля.
ruschuvashengfr 
 
vk Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia