pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
dk
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
bannerWoS
dost
ze_in
chuvashskaya respublika copy
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
mezd as stud tv
rus
zozh 2015 2
nauka i obr
kb
soob
map ncpti banner
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

В обществе бытует мнение о том, что недостатки общественного развития обусловлены правовыми законодательными пробелами и несовершенствами. Однако ключевой проблемой современной действительности является отсутствие определенного уровня индивидуальной и общественной нравственности. Зарождение правового социума затруднено ростками правового нигилизма. Даже «идеальный» закон не сможет стать эффективным регулятором общественных отношений, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, стереотипным, т.е. когда оно не нуждается в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме». По мнению поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина, «хорошие законы могут исправить заблуждения в душе, счастливо рожденной и невоспитанной; но они не могут добродетелью оплодотворить худое сердце».

Укрепляя нравственность, общество укрепляет право, и наоборот. Только так можно сократить путь к правовому государству.

На юридическом факультете Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова преподаватели, окрыленные идеями правового, нравственного воспитания и просвещения, организовали с 12 декабря 2011 по 31 марта 2012 года олимпиаду школьников «Основы правовых знаний», «Обществознание». Главная задача олимпиады – выявить ориентированных на углубленное изучение права, способных обобщать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи наиболее подготовленных и талантливых учеников, из которых могут сформироваться будущие специалисты (правоведы высшей квалификации).

Так сложилось, что  право является регулятором развития страны. И сегодня правовая отрасль нуждается в креативных, профессиональных, сильных лидерах. Олимпиадное движение направлено на формирование у молодежи интереса к юриспруденции, к знаниям. Идея проекта одновременно простая и сложная: дать возможность обучаемому увидеть в знакомом – новое, узнавая новое – познакомиться с будущей профессией, открывая профессию – осознать роль права в жизни каждого гражданина Российской Федерации.

Уровень сложности олимпиадных заданий соответствовал учебной программе средней школы. В олимпиадах приняли участие около 300 участников-учеников образовательных учреждений Чувашской Республики.

Первый тур (отборочный этап)  прошел с 12 декабря 2011 г. по 31 января 2012 г. в заочной форме: участники подготовили сочинения в жанре эссе на заданные темы. Эссе должно было носить историко-правовой, литературно-критический, юридический, философский, научно-популярный характер. В содержании произведения оценивались  креативная личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства, вклад в науку, а также грамотность изложения, правовая база. Популярностью у авторов пользовались следующие темы эссе: «Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного» (Екатерина II); «Сущность закона – человеколюбие» (У. Шекспир); «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (Оноре де Бальзак) и т.д.

Особенностью сочинений школьников стало то, что авторы рассматривали правовую действительность через призму философской, юридической мысли, приводили яркие примеры попрания прав граждан и способов защиты на базе судебно-арбитражной практики, научной литературы, истории, публицистики.

Второй тур (заключительный этап олимпиады) проводился в интерактивном онлайн-режиме 28 февраля 2012 года при использовании интернет-тестирования в обучающей программе «Moodle» (http://www.chuvsu.ru/moodle). Участникам были предложены варианты, содержащие задания различного уровня сложности: как элементарные, предполагающие однозначный ответ на поставленный вопрос, так и более сложные, а также предполагающие способности применять полученные при изучении права и обществознания умения и навыки, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи, решать задачи. На решение варианта во втором туре было отведено 2 часа (120 минут). Результаты выполнения заданий олимпиады оценивались по стобалльной шкале.

Многие участники олимпиадного движения подошли к решению задач с юмором. Например, на вопрос задачи: «Какую консультацию следует дать?» школьница ответила: «Если не будут совершать правонарушения, то и не придется выкладывать деньги за консультацию».

Несколько ответов на вопросы имели не верный, но шутливый характер. Так, на вопрос: «Кто является главой государства – Российской Федерации?» был дан ответ «Д.А. Медведев» вместо «Президент РФ».

В целом, участники продемонстрировали серьезную подготовку. В этой работе приняли активное участие целый ряд учителей школ Чувашии:  Е.Ю. Вотякова, Г.Н. Алексеева, В.В. Андреева, В.И. Тихонов, Г.В. Антропова, В.Н. Курвичев, М.А. Жукова, И.Г. Иванова, Н.Т. Васильева, Т.И. Степанова, Т.С. Леонтьева, Р.А. Несибуллова, Д.Г. Петров, И.Н. Шолина, С.В. Михайлов, В.В. Андреева и др.

Особо следует отметить большую организационную и методическую работу, которую провели  сопредседатель оргкомитета олимпиады, декан юридического факультета ЧГУ, доцент, к.ю.н. Е.В. Иванова; член оргкомитета олимпиады и методической комиссии, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, к.ф.н. О.Н. Городнова; доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран, к.ф.н. М.Н. Краснова; программист Г.М. Михайлова.

Школьники успешно справились с олимпиадными заданиями. При этом разница баллов победителей и призеров олимпиады невелика, что свидетельствует о качественной общей подготовке учащихся.

Победители и призеры в олимпиаде «Обществознание» определены на основании оценки сочинений в жанре эссе и результатов  заданий в режиме дистанционных образовательных технологий. I место завоевали Александр Степанов (Гимназия № 4 г. Чебоксары, научный рук-ль Г.Н. Прокопьева) и Наталья Архипова (СОШ № 59 г. Чебоксары, научный рук-ль – С.И. Фролова).

Победители и призеры в олимпиаде «Основы правовых знаний» определены на основании оценки сочинений в жанре эссе и результатов  заданий в режиме дистанционных образовательных технологий. I место заняли Александр Степанов (Гимназия № 4 г. Чебоксары, научный рук-ль – Г.Н. Прокопьева) и Елена Игнатьева (Гимназия № 5 г. Чебоксары, научный рук-ль – И.В. Чулахова).

Чувашский госуниверситет заинтересован в привлечении талантливой молодежи. Одно из важных направлений профессионально-ориентационной работы – организация и проведение олимпиад разного уровня, подготовка сборной команды школьников для принятия в студенческие ряды ЧГУ.

О.Н. Городнова,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин.

ruschuvashengfr 
 
vk yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia