el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

Первый международный промышленный форум «Инженеры будущего – 2011» принял рекомендации по вопросам подготовки инженерно-технических кадров в вузах РФ, подготовки инженерно-технических кадров высшей квалификации и развитию инженерного дела в целом:

"Страна стоит на пороге реиндустриализации: полтора десятилетия отсутствия промышленной политики, имитационный характер инновационных процессов делают отечественную обрабатывающую промышленность неконкурентоспособной.

При воссоздании отечественной промышленной системы необходимо обеспечить не только ориентацию на наилучшие достижения, но и гарантировать преемственность отечественной традиции промышленной организации и инженерного дела: попытки некритически копировать зарубежный опыт провалились в США и Франции, Корее и Дании.

Это невозможно без должного внимания к проблемам кадровой политики, без создания взаимодействующих и способных к взаимопониманию корпуса управленцев и инженерного корпуса.

Нормальное решение проблем подготовки и эффективного использования потенциала инженерно-технических кадров в стране невозможно без активного вмешательства государства в повышение статуса учителя и инженера, в первую очередь, за счет резкого повышения заработной платы этой категории работников в стране. Однако, одного этого будет существенно недостаточно: многие иные проблемы имеют системный характер, и также требуют неотложного решения.

Мы уверены в том, что целесообразно:

1) Ввести (по крайней мере, частичное) государственное распределение выпускников вузов, обучавшихся в рамках  государственного задания, с определенным сроком работы на том предприятии, куда его направляет государство.

2) Ограничить возможность подачи документов абитуриентами в разные вузы и колледжи, и разные направления подготовки при поступлении.

3) Воссоздать систему профориентации детей и молодежи и способствовать развитию различных форм инженерно-технической активности (кружки технического творчества, центры НТТМ и т.д.)

4) Расширить возможность перевода студентов с контрактной формы обучения на бюджетную на всех отличников и тех из хорошистов, кто активно участвует в учебно-исследовательской работе.

5) Сохранить отсрочку от службы в армии на период учебы в вузе только для студентов, которые обучаются за счет бюджета в рамках  государственного задания, студентов-целевиков и студентов, обучающихся на платной основе на первые два года обучения.

6) Решить проблему договорных отношений, кредитования и налогообложения для целевого обучения.

7) Восстановить отсрочку от службы в армии для  выпускников инженерно-технического профиля, работающих по направлению государства после окончания вуза и работающих на предприятиях ОПК (по решению руководства предприятий). Обеспечить предоставление им жилья на условиях некоммерческого найма или путем предоставления льготных (или беспроцентных) кредитов при покупке квартиры и строительстве дома.

8) Увеличить стипендию студентам и аспирантов, обучающихся на инженерно-технических специальностях. Содействовать дифференциации стипендиальной поддержки в зависимости от академической успеваемости и, в особенности, успехов в учебно-исследовательских практико-ориентированных проектах.

9) Усовершенствовать системы повышения квалификации преподавателей вузов,  колледжей, школ, в особенности в части восстановления связей образование-наука-производство.

10) Создавать в регионах учебно-научно-производственные кластеры путем кооперации  организаций образования и науки, производства и бизнеса: создание совместных учебных и научных лабораторий, учебных классов базовых кафедр на предприятиях, организация прохождения практики студентов на предприятиях и т.д. Поддержать создание Центров коллективного пользования в вузах и производственных организациях. Содействовать воссозданию системы хоздоговорных связей между предприятиями, НИИ, КБ и вузами.

11) Привлекать руководство, главных и ведущих специалистов технологически продвинутых корпораций и НИИ к участию в учебном процессе в вузах, к заведованию кафедрами, руководству дипломными и курсовыми проектами и т.д. Рекомендовать предприятиям систематически на основе актуальных проблем, задач, вопросов совместно с ВУЗами определять дипломных и курсовых проектов

12) Расширить и радикально усовершенствовать систему прохождения учебно-исследовательских и учебно-производственных практик студентами.

13) Усовершенствовать условия создания малых инновационных предприятий при вузах, с особым акцентом на взаимодействие ВУЗ-отраслевые НИИ и КБ (при условии их содержательной сохранности)-МИПы-предприятия. Проработать вопрос о создании в регионах при крупнейших (технических) вузах опытного производства для реализации разработанных в вузе (или совместно с вузом) образцов инновационной продукции с соответствующим финансированием из федерального и регионального бюджетов.

14) Резко ужесточить критерии аттестации ВУЗов и их филиалов с участием ведущих общественных объединений работодателей и работников, таких как Союз машиностроителей, и образовательной общественности, представленной, например, Союзом ректоров РФ.

15) Восстановить акцент на глубоком изучении математики, физики, химии и других естественнонаучных предметов, создавать инженерные лицейские классы, кружки юного техника и т.д. Восстановить льготы для победителей и призеров региональных олимпиад при их поступлении в вузы и колледжи, расположенные на территории данного региона.

16) Создать систему непрерывного естественнонаучного и инженерного образования на основе объединения усилий предприятий, НИИ и КБ, вузов, колледжей и школ: участие сотрудников предприятий, НИИ и КБ, преподавателей вузов и колледжей в учебном процессе в школах, организация дополнительного образования в школах и т.д.[i] .

17) Перенести акцент в развитии информационных образовательных технологий с контроля результатов обучения на мониторинг процессов обучения.

      18) Кардинально усовершенствовать систему аттестации кадров высшей квалификации

19) Пересмотреть механизмы госзаказа, предусмотренные действующим законодательством".

 


[i] Пример: Школа будущего инженера Чувашского государственного университета в Чувашской Республике, Центры довузовской подготовки учащихся сельских школ в сельских районах ЧР, в которых работают профессора и преподаватели университета. Через эти Центры за 17 лет их существования прошли углубленное дополнительное физико-математическое обучение 35 тысяч учащихся сельских школ Чувашской Республики

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia