el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

"15 февраля доработанный с учётом замечаний экспертов проект стандарта для старшей школы будет размещён на сайте Минобрнауки России для широкого общественного обсуждения", - сообщил заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов на круглом столе в агентстве РИА "Новости" 9 февраля 2011 года в рамках общественного обсуждения проекта федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.).

М.Дулинов считает крайне позитивным факт общественного обсуждения проекта стандарта: "С 16 ноября проект был вывешен на сайте Министерства, но кроме как для достаточно узкого экспертного сообщества, ряда обсуждений, инициированных Министерством и Общественной палатой, больше этот проект никого не интересовал". Широкое общественное обсуждение "поможет разработчикам довести проект стандарта до уровня, когда он будет признан обществом", - подчеркнул замминистра.

В настоящее время большинство школьников к 10 классу определяются с будущей профессией и выбирают одну из альтернатив: переходить в профильную школу, в которой на углублённом уровне изучаются необходимые предметы; заниматься с репетиторами дополнительно к занятиям в школе; либо уходить в экстернат и не посещать школу, готовясь к сдаче экзаменов самостоятельно.

"Проблему создания в старшей школе возможности выбора уровня изучения предмета попытались решить разработчики проекта стандарта", - отметила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко: "Нуждается в доработке самая инновационная часть проекта стандарта - конструирование учебного плана, - в которой школьникам предоставляется возможность выбора предметов".

Е.Низиенко подчеркнула, что проект нового стандарта существенно отличается от стандарта, который действует сейчас: "По закону новые стандарты должны состоять из трёх частей: первая часть - требования к результатам школьного образования в целом; вторая часть - требования к образовательной программе школы для достижения этих результатов; и третья часть - требования к условиям образовательного процесса". При этом важно в рамках общественно-профессионального обсуждения прийти к оптимальному решению по всем дискуссионным позициям.

Обращаясь к разработчикам проекта стандарта, учитель русского языка и литературы Центра образования N57 "Пятьдесят седьмая школа" Москвы Сергей Волков сказал: "Если мы не так поняли авторов проекта стандарта, если люди ошиблись, трактуя документ, напишите такой документ ясным русским языком, который люди бы трактовали так, как вы хотели бы, чтобы его трактовали". Также С.Волков предложил разработчикам очень конкретно описать те изменения, которые должны произойти с введением новых образовательных стандартов третьего поколения, а также более детально объяснить содержание различных учебных курсов.

"Публикация этого проекта стандарта - это своеобразный тест на чтение и понимание текста. Текст проекта сложен и запутаться очень легко, поэтому дополнительно необходимо короткое министерское разъяснение, в чём суть стандарта", - отметил ректор Института проблем образовательной политики "Эврика", член Общественного совета при Минобрнауки России Александр Адамский.

По его мнению, ключевое нововведение стандарта связано с предоставлением школьникам права выбора тех предметов, которые им необходимы. Вместе с тем, А.Адамский отметил, что "обязательства государства и учредителя должны быть прописаны более ясно. Всё начинается с условий, со среды, и поэтому требования к условиям, к среде, к обеспечению школ, требования к квалификации учителей должны быть чётко прописаны".

По мнению директора Федерального института развития образования, доктора психологических наук Александра Асмолова, "изменилось понимание стандарта - это договор о программах развития школы и о том, каким должен выйти ученик после школы, чтобы быть успешно социализированным". Он отметил, что стандарт всегда является результатом компромисса, но впервые проект стандарта получил широкий общественный резонанс и активно обсуждается в Интернете.

А.Асмолов считает крайне важным, что "вместо действующего стандарта, который сводится к минимуму знаний", предлагается стандарт, построенный на иных принципах - вариативности, избыточности знаний: "Мы впервые приходим к школе вариативного знания, к школе, где ребёнок принимает решения сам, впервые в тексте стандарта сказано о школе критического мышления".

Научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин также считает "идеологию выбора, идеологию индивидуализации правильной, при безусловном сохранении базового культурного ядра", что необходимо с учётом "устойчивого отставания России в международных исследованиях качества образования". Вместе с тем, по его мнению, предложенный проект стандарта для старшей школы написан сложным языком и затруднителен для понимания даже учёными.

Кроме того, И.Фрумин критически относится к процедуре разработки и принятия стандартов, когда предлагается одномоментное обновление, в том числе и по тем предметам, которые этого не требуют: "Нам надо отказаться от модели разового обновления стандарта и создать механизмы, при которых профессиональное сообщество вместе с учёными постепенно предлагают обновления и берут на себя за это ответственность".

Президент образовательного холдинга "Наследник", член Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук Любовь Духанина отметила, что сегодня "родители вынуждены доплачивать репетиторам для подготовки к сдачи ЕГЭ на высокие баллы", поэтому, "чтобы поступить в сильные высшие учебные заведения и реально быть успешным, недостаточно базового образования, необходимо профильное образование".

Она отметила, что по уже утверждённым стандартам начального и среднего образования удалось достичь компромисса, в том числе благодаря фиксации возможности индивидуальной образовательной траектории для ребёнка. "Главное для Общественной палаты - вопрос гарантий, и поэтому особое внимание мы уделяем разделу, где сформулированы требования к материально-технической базе, к кадрам, и особенно нас волнует вопрос ответственности", - подчеркнула Л.Духанина.

Член-корреспондент Российской академии образования, главный редактор издательства "Просвещение", доктор географических наук Виктор Дронов, который представлял коллектив разработчиков проекта стандарта, высоко оценил высказанные предложения участников круглого стола и выразил готовность более тесно взаимодействовать с представителями профессионального сообщества в рамках обсуждения проекта стандарта и его доработки. "Стандарт - это поиск определённого баланса, баланса между старым и новым, между сохранением отечественных традиций и внедрением лучших мировых образцов, мы будем стремиться найти этот баланс".

В.Дронов отметил, что по предложенному проекту стандарта в учебный план входят 10-11 учебных предметов, обязательных для изучения. Они выбираются из 5 обязательных предметных областей, а также из курсов по выбору, и могут изучаться на базовом, углублённом или интегрированном уровне. Кроме того, предлагаются предметы, общие для всех обучающихся: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и "Россия в мире".

"В рамках доработки проекта стандарта сейчас готовится новый вариант учебного плана. Кроме того, осуществляется общая редакция проекта стандарта", - сообщил В.Дронов: "Мы постараемся прочесть очень тщательно, чтобы исключить двусмысленности в тексте". Говоря о требованиях к материально-техническому обеспечению образовательного процесса и подготовке педагогических кадров, он подчеркнул, что проект стандарта содержит "те требования, которые будут предъявляться к организациям, обеспечивающим учебный процесс, что должно побудить их двигаться в том направлении, в котором нужно ученику, обществу и государству".

http://mon.gov.ru/press/reliz/8253/

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia