el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

Ни один законопроект не вызывал еще в обществе такой бурной реакции, как проекты двух образовательных документов: закона "Об образовании в РФ" и новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Благо, разработчики отчасти предусмотрели такую реакцию и разместили проекты документов в открытом доступе в Интернете: для широкого обсуждения и дискуссии.

 

Она не заставила себя ждать. Градус споров зашкаливал. Учителя, родители, блоггеры, чиновники обсуждали нововведения. 11 тысяч комментариев к проекту закона "Об образовании в РФ", более 20 тысяч подписей под письмом президенту страны с просьбой отложить введение стандартов... Накал был таков, что "на ковер" министра образования и науки Андрея Фурсенко вызвали сразу в обе палаты Федерального собрания. Такой интерес и тревога общества понятны. Образование - это то, что касается каждого, это наши дети и их будущее. А в России сегодня около 13 миллионов школьников!

Сегодня "РГ" представляет точку зрения министра на все самые острые вопросы, которые задавали Андрею Фурсенко учителя, депутаты, сенаторы и родители.

О новых стандартах старшей школы

Проект новых стандартов для старшей школы, подготовленных, подчеркну, экспертами, а не министерством, еще очень далек от того, чтобы быть принятым и утвержденным. Помните, как было со стандартами для начальной школы? Разрыв между внесением предложений и принятием был два месяца. А пилотное внедрение началось позже, чем через год: с 1 сентября 2010 года по новым стандартам начали учиться около 200 тысяч первоклассников. Это время потребовалось на разработку программ, написания учебников и переподготовку учителей. Могу сказать, что от учителей, школьников, родителей приходят хорошие отзывы.

По основной школе между внесением стандарта и утверждением прошло семь месяцев. И он начнет поэтапно реализовываться не раньше 1 сентября 2012 года.

Что касается стандарта для старшей школы, то на сегодняшний день даже не стоит вопрос о его реальном введении. Пока мы не достигнем если не консенсуса, то очень широкого согласия по этому стандарту, он не будет мною утвержден. И только после утверждения может быть определена дата начала апробации.

Об обязательных предметах в старшей школе

Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник - гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым.

Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык присутствуют в списке обязательных предметов, вопреки тому, что говорят. Другое дело - предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать стандарты, то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.

Об апробации стандартов

Принято решение, что в отличие от стандартов начальной и основной школы стандарт для старшеклассников перед началом пилотного внедрения должен будет пройти обязательную апробацию. И эта апробация, независимо от того, как быстро пойдет обсуждение, начнется не раньше 1 сентября 2013 года. А в полной мере согласованный стандарт старшей школы будет запущен в использование не раньше 2020 года.

Еще раз, чтобы не было никаких двойных прочтений: этот вопрос будет внесен на официальное подписание только в тот момент, когда мы действительно достигнем достаточно серьезного, полного понимания того, каким стандарт должен быть.

О проекте закона "Об образовании в РФ"

Главный вывод, который можно сделать по итогам общественной дискуссии, - законопроект об образовании получил заметный общественный резонанс. Общее число комментариев - около 11 тысяч.

Президент назначил специальную комиссию для анализа и учета всех замечаний, поступивших к проекту закона об образовании. Если обратиться к тематике положений законопроекта, которые получили наибольшее число комментариев, то это, безусловно, права обучающихся и педагогов. Большинство склоняется к необходимости принятия закона, хотя и с существенной доработкой.

Пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие и не будет предлагать его для рассмотрения Думе.

О сокращении школ

За последнее десятилетие произошло уменьшение количества школьников более чем на 30 процентов. А количество школ уменьшилось менее чем на 30 процентов.

Могу сказать, что считал и считаю, что целый ряд школ, которые не соответствуют современным требованиям, надо закрывать, а вместо них строить новые. Держаться за ветхие школы неправильно. Зачастую в школе, в которой учатся 5-7 человек - а у нас таких школ сегодня почти 5 тысяч, - научить ничему толковому, к сожалению, не могут. Исключение тут составляют начальные школы, когда даже один хороший учитель может дать очень много совсем юным ученикам.

В каждом отдельном случае решение должно приниматься в интересах ребят. Не в интересах сохранения юрлица школы, а в интересах детей.

О нарушениях на экзаменах

Нам известны случаи сдачи учителями ЕГЭ за своих учеников. В отличие от многих нарушений, которые происходили в прошлые времена, эти случаи теперь выявляются. И люди, которые ведут противоправные действия, серьезно наказываются. Это большое достижение, что сегодня создана такая система, благодаря которой подобные нарушения могут быть отслежены и люди, которые им способствуют, серьезно наказаны.

О псевдообразовании

Да, у нас, увы, есть псевдовузы. Но могу сказать, что за время работы нашего министерства процесс открытия новых вузов и филиалов практически остановился.

Сегодня я подписываю приказы о закрытии подвальных и полуподвальных филиалов чуть ли не каждый день. И по каждому приказу у меня появляются письма, звонки из регионов: мол, в принципе все это правильно, но вот этот филиал, пожалуйста, не трогайте, а этот вуз оставьте в покое.

Но мы движемся вперед. Этому во многом поспособствовало создание сети ведущих университетов: возникает лидер, вокруг которого начинают группироваться другие вузы. У студентов появляется возможность получать более качественное образование.

Мы сейчас ужесточаем систему лицензирования. Пытаемся добиться того, чтобы желание получить высшее образование удовлетворялось в достойных вузах. Тут не может быть кампаний по закрытию десятков и сотен высших учебных заведений. Это очень важный и чувствительный момент для тех, кто учится, и для тех, кто учит. С каждым конкретным случаем нужно разбираться отдельно, что мы сегодня и делаем.

О поддержке ведущих вузов

К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) и 7 федеральных университетов, а также двух крупнейших и самых известных университетов страны - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010-2012 годах, составляет 69 миллиардов рублей. Из них: 32 миллиарда рублей - на реализацию программ развития НИУ, 27 миллиардов рублей - федеральным университетам, 10 миллиардов рублей - для МГУ им. Ломоносова и СПбГУ.

О стипендиях

Вопрос об отмене стипендий не стоит. С другой стороны, надо уходить от принципа "уравниловки" в этом вопросе. Механизм распределения стипендий в России сегодня не оптимален и должен быть изменен. Сейчас есть социальные стипендии и академические. Академические выплачиваются практически всем студентам, которые нормально сдают сессии, хотя для одних эта стипендия - существенная необходимость, а для других - лишь небольшая добавка к тем средствам, которые есть у студентов от семьи или подработки.

Важно и возможно в рамках существующих стипендиальных фондов изменить принцип распределения стипендий. Увеличить выплаты тем, кто нуждается в социальной помощи и, одновременно, уменьшить количество академических стипендий. Повышенную и действительно большую стипендию должны получать только те студенты, которые демонстрируют серьезные успехи.

Для того чтобы изменить механизм, надо дать гораздо больше прав студенческим советам. У меня была встреча с их представителями, мы обсуждали этот вопрос. Они, наряду с ректорами, могут взять на себя ответственность по распределению стипендий. Соответствующие нормативные возможности у них есть. Если нет, мы им добавим.

С 1 сентября 2011 года предусмотрено повышение стипендий аспирантам и докторантам до 2,5 тысячи рублей и до 4 тысяч рублей соответственно. А аспиранты и докторанты, подготавливающие диссертации по техническим и естественно-научным специальностям, с 1 сентября 2012 года будут получать стипендии в размерах 6 тысяч рублей и 10 тысяч рублей соответственно. Но одновременно надо создавать условия, при которых аспиранты будут получать достойную зарплату за ту научную работу, которую они выполняют при подготовке диссертации.

О подушевом финансировании школ

Мне часто приходят вопросы о том, что 83-ФЗ не учитывает особенности функционирования сельских школ, в том числе малокомплектных.

Мы специально оговаривали, и это есть во всех документах, что к малокомплектным школам система нормативно-подушевого финансирования не относится. Это знают в регионах. Более того, нормативно-подушевое финансирование не должно быть элементом сравнения школы в маленьком городке или в селе и школы в большом городе. Это скорее элемент политики и поддержки школ, которые находятся в одинаковых условиях.

Сегодня все школьное финансирование находится на региональном уровне, так что в этом плане новый закон ничего не меняет. Тем не менее наше министерство считает, что и на федеральном уровне необходим определенный инструмент, в том числе финансовый, для поддержки лидеров либо, наоборот, для поддержки тех, кто оказывается в очень сложном положении. Именно поэтому в новой Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы мы впервые включили абсолютно новый пункт: субсидии регионам. Субсидии будут выделяться по конкурсу тем регионам, которые лучше всех обеспечивают развитие дошкольного, школьного и профессионального образования.

О НПО и СПО

Сейчас решается вопрос о передаче части из почти 1000 существующих в РФ техникумов и колледжей в субъекты РФ.

В проекте нового закона об образовании на данный момент отсутствует понятие начального профобразования, это правда. Оно, кстати, и в Конституции РФ отсутствует. Действующая система НПО не справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому в законопроекте предлагается объединить НПО и СПО под эгидой среднего профессионального образования, сохранив эти два важнейших направления по подготовке квалифицированных рабочих и технических специалистов. Это означает, что и статус этого образования будет поднят, и качество должно быть улучшено.

О слиянии вузов и техникумов

В каких-то случаях целесообразно создавать образовательные кластеры - какие-то техникумы присоединять к вузам. Так уже делали при подготовке специалистов в области атомной энергетики. Например, при создании национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (образован в 2009 году на базе Московского инженерно-физического института) в него вошли не только его бывшие филиалы, но и техникумы, учреждения начального профессионального образования.

О детских садах и зарплате воспитателей

За последние пять лет количество мест в детских садах увеличилось на миллион человек. Но и очередь, к сожалению, растет.

Именно для решения этой проблемы в новой ФЦПРО мы ввели специальный раздел по поддержке развития детских садов.

Одновременно сегодня уже существуют возможности для создания и других форм дошкольного образования: семейных детских садов, группы кратковременного пребывания. Мы развиваем предшкольное образование.

Важно, чтобы статус воспитателя детского сада был не ниже статуса преподавателя начальных классов школы. Зарплата воспитателям выплачивается из регионального бюджета. Я считаю, что нужно увеличивать зарплату педагогов, причем на всех уровнях, включая дошкольный. Но вопрос финансирования здесь - это мандат каждого региона. Поэтому решение об увеличении зарплаты должно приниматься региональными законами.

О лидерах

Мир сегодня меняется, меняются стандарты, у нас появились новые образовательные лидеры. Почему сегодня в лидерах находятся скандинавские страны? Почему сегодня там Сингапур? По одной простой причине: они не боятся меняться, они не боятся двигаться вперед. И мы не должны этого бояться.

Мария Агранович. «Российская газета». 2011. 11 февраля.

Сайт Министерства образования и науки РФ.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia