el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

090715 5

85 chuvsuВ 85 номере специализированного федерального журнала «Аккредитация в образовании» (издание предназначено для профессионально-экспертного и научно-педагогического сообщества, руководителей, управленцев вузов и ссузов, органов управления образования различных уровней) опубликовано интервью с ректоромЧувашского государственного университета имени И.Н. УльяноваА.Ю. Александровым «Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров – это интеграция университета с ключевыми работодателями выпускников».  

 

 

 

 

 

 

 Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров – это интеграция университета с ключевыми работодателями выпускников

Свою задачу Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары) видит в подготовке востребованных квалифицированных кадров для экономики региона и страны. Поэтому создает достойные условия обучения – убеждая абитуриентов и их родителей, что возможности получения высшего образования на малой родине не хуже, чем в мегаполисах.

По мнению ректора Чувашского госуниверситета Андрея АЛЕКСАНДРОВА, вуз способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития.

– Андрей Юрьевич, в следующем году Чувашский государственный университет отметит пятидесятилетний юбилей. Если сегодня подводить итоги деятельности, что вы назвали бы самым значимым?

– Университет является крупнейшим научно-­образовательным центром Чувашской Республики. В вузе трудится свыше 1 тыс. профессоров и преподавателей, в том числе 139 докторов и 580 кандидатов наук. Действуют 22 проблемные и отраслевые научно­исследовательские лаборатории, созданы 4 диссертационных совета, функционируют аспирантура и докторантура. Научные исследования осуществляются на 99 кафедрах.

Если при организации университета в 1967 году в его структуре было всего 7 факультетов, где обучалось 5,1 тыс. студентов, то сегодня ЧГУ – это 17 факультетов и более 16,5 тыс. студентов. В настоящий момент около 600 граждан из 41 страны Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и СНГ получают образование на 15 факультетах. За эти годы университет подготовил свыше 103 тыс. специалистов с высшим образованием. Высокую оценку вузу дал Президент РФ В.В. Путин во время визита сюда: «Ваш университет относится к числу заметных, эффективных, с высоким уровнем подготовки специалистов».

– Прошло два года с того момента, как вы вступили в должность ректора ЧГУ.
Что, на ваш взгляд, уже удалось сделать?

– В 2014 и 2015 годах университет успешно прошёл мониторинг эффективности, проводимый Минобрнауки РФ. Радует тот факт, что по итогам 2015 года заработная плата преподавателей составила 139,1 процента от средней по Чувашии. По итогам 2014 года ЧГУ занял 7­е место среди вузов страны по количеству поданных заявок на получение грантов РГНФ и 13­е – по количеству поддержанных проек­тов. Что касается такого показателя мониторинга, как качество приема, то по итогам 2014 года среди 78 классических государственных университетов России ЧГУ занял 23­е место – поступившие по бюджету и 20­е – поступившие по контракту. Чувашский госуниверситет стал победителем всероссийских конкурсов: «Новые кадры для оборонно­-промышленного комплекса» – совместно с ведущими предприятиями Чувашской Республики, «Кадры для регионов» – получив дополнительную федеральную поддержку на сумму 60 млн. рублей, а также – по участию в реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. При финансовой поддержке Кабинета министров Чувашской Республики создан центр молодежного инновационного творчества, где студенты и школьники могут реализовать свои проекты.

В нашей республике ЧГУ первым из вузов организовал волонтерский центр. Созданы также центры изучения Китая, инклюзивного образования и другие, организована работа 14 студенческих конструкторских бюро, заработал «Малый физмат» для учащихся школ. Запущен проект «Университетские субботы», в рамках которого ведущие профессора вуза выступают с публичными лекциями перед школьниками. С 2015 года в ЧГУ во время школьных каникул проводятся зимние, весенние, летние, осенние школы.

– Известно, что демографическая ситуация в стране не обещает легкой жизни вузам. Какие механизмы повышения конкурентоспособности перед этим вызовом сегодняшнего дня вам представляются наиболее эффективными?

– Действительно, сложная социально­экономическая обстановка 90­-х годов ХХ века повлекла за собой так называемую «демографическую яму». Как следствие, выпускников школ сегодня примерно в три раза меньше, чем в начале нулевых. Положение усугубляется ещё и тем, что многие из них стремятся поступить в столичные вузы. В связи с этим ключевой задачей является набор абитуриентов, способных успешно учиться в ЧГУ. Поэтому университет стремится к созданию достойных условий обучения в регионе – с целью убедить абитуриентов и их родителей, что возможности получения высшего образования на малой родине не хуже, чем в мегаполисах.

В 2014­-2015 годах в ЧГУ организованы и успешно работают центры профориентации, по работе с одарённой молодёжью и другие. За последние годы мы примерно в четыре раза увеличили количество экскурсий для школьников и учителей в университет и на наши предприятия­-партнёры.

Чувашский госуниверситет проводит олимпиады школьников по математике, физике, химии. Победители и призеры при поступлении в ЧГУ в 2015 году получили дополнительно по пять баллов к сумме набранных при поступлении. А поступившие в университет победители и призеры получают в первом семестре стипендию в двойном размере (4 тыс. рублей).

На различных факультетах университета работают 30 кружков для школьников и студентов. На базе ЧГУ и на производственных площадках ведущих предприятий и организаций проводятся лабораторные и практические занятия для школьников республики.

Как информационная и профориентационная площадка функционирует центр планирования карьеры, предоставляя возможность абитуриентам определиться с выбором будущей профессии. Для учащихся младших классов и среднего звена работает «Университет для детей». Будут также продолжены поиски новых форм профориентации, в том числе с участием партнеров­работодателей.

Безусловно, учащиеся должны получить как можно более четкое представление о своём будущем рабочем месте, перспективах развития технологий и собственном карьерном росте. В последние годы учащиеся школ стали постоянными участниками университетских научных, образовательных, культурно­массовых и спортивных мероприятий. Такое погружение в университетскую среду позволяет лучше представлять себе вуз, студентами которого они могут стать.

– «Наш университет является крупнейшим высшим учебным заведением Чувашии. Свою задачу мы видим в том, чтобы подготовить востребованные высококвалифицированные кадры для экономики страны», – так вы сказали в одном из выступлений по ТВ. Какими вы, ректор крупного регионального университета, видите пути повышения качества подготовки кадров?

– Что такое «качество подготовки кадров»? Это, прежде всего, соответствие уровня подготовки выпускников университета запросам работодателя. Важнейший инструмент достижения такого соответствия – продолжение интеграции университета с ключевыми работодателями наших выпускников.

В чём суть и конкретные формы этого процесса? Мы исходим из уверенности, что нынешние студенты должны больше учебного времени проводить на своих будущих рабочих местах. В свою очередь, очень тесно с практикантами должны работать и кураторы, наставники из числа производственников. Например, на научно­производственном предприятии «ЭКРА», специализирующемся на разработке и производстве устройств релейной защиты и автоматики, организован образовательный центр. Подразделение отвечает как за повышение квалификации персонала, эксплуатирующего выпускаемое предприятием оборудование, так и за взаимодействие с кафедрой электрических и электронных аппаратов Чувашского госуниверситета. Убежден, самое современное оборудование, новые разработки должны присутствовать в учебно­-научном процессе.

Одной из форм сотрудничества с работодателями сегодня выступают базовые кафедры на производстве. Пример сетевого взаимодействия – создание в 2014 году базовой кафедры университета на Чебоксарском электроаппаратном заводе.

– Как вы оцениваете роль профессионально­общественной аккредитации в повышении качества образования? Проходил или намерен коллектив ЧГУ пройти независимую аккредитацию образовательных программ?

– На наш взгляд, профессионально­общественная (и общественно­профессиональная) аккредитация – очень действенный инструмент улучшения качества образования. Постепенно в стране складывается система авторитетных организаций, ассоциаций, которые на высоком уровне проводят процедуру независимой оценки качества образования. Кстати, наш университет – первый и пока единственный вуз в Чувашии, прошедший такую процедуру. В 2012 году свидетельство о прохождении общественной аккредитации Чувашский государственный университет получил от Ассоциации юристов России. В конце прошлого года прошла внешняя экспертиза кластера образовательных программ ЧГУ: «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит». Комиссия состояла из зарубежных и российских экспертов, представителей профессионального и студенческого сообществ. На заседании Национального аккредитационного совета в январе этого года было принято положительное решение о международной и профессионально­общественной аккредитации названных образовательных программ.

– В одном из интервью в начале прошлого года вы сказали: «Нам предстоит работать в достаточно жестких экономических условиях <…> В новой ситуации университету жизненно необходимо вести целенаправленную деятельность по расширению источников многоканального финансирования вуза». Каковы ключевые моменты антикризисной стратегии? Как вы оцениваете эффективность ее реализации?

– Сложная экономическая ситуация в стране заставляет коллектив любого вуза думать об обеспечении собст­венной финансовой устойчивости. Мы ищем различные формы для укрепления экономики вуза. Например, в 2015 году, по сравнению с предыдущим, объем средств, поступивших за оказание дополнительных образовательных услуг, возрос на 65 процентов. Количество иностранных граждан, обучающихся в университете, увеличилось на 100 человек. Активное участие в грантовых конкурсах, прием студентов на контрактной основе и реализация других форм антикризисной стратегии также способствуют повышению экономической устойчивости вуза.

– Известно, что в Чувашском госуниверситете ведется планомерная работа по внедрению фундаментальных и прикладных исследований в народное хозяйство. Какова, по вашему мнению, степень реальной интеграции университета в социально­экономическое развитие региона?

– Несмотря на все сложности, мы из года в год расширяем научно­-техническое сотрудничество с предприятиями и увеличиваем объёмы хозяйственных договоров на выполнение НИОКР. Для этого в структуре вуза создан инновационно-­внедренческий центр, который координирует эту работу. Если прежде мы взаимодействовали в основном с крупными предприятиями – нашими традиционными партнерами, в последнее время наметилась тенденция расширения научно­-образовательных связей со средним и малым бизнесом. Важно, что в этом поддержку вузу оказывает руководство Чувашской Республики. На наш взгляд, университет способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития.

– Известно, что в декабре прошлого года представители ЧГУ приняли участие в III Национальной ежегодной выставке-­форуме ВУЗПРОМЭКСПО­2015. Расскажите, пожалуйста, о ключевых научных достижениях вуза за последнее время. В каких перспективных проектах сегодня принимает участие университет?

– В сто лучших изобретений России за 2013 год Роспатент включил изобретение ученых факультета прикладной математики, физики и информационных технологий.

Российским научным фондом в 2015 году поддержана заявка на грант ученых химико­фармацевтического факультета в размере 22,5 млн. рублей на разработку принципиально новых алкилирующих противораковых лекарств.

На базе ЧГУ совместно с Физико­техническим институтом им. А.Ф. Иоффе РАН и Санкт­-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) создана солнечная электростанция – впервые среди вузов Приволжья. Ведутся исследования по проблемам использования энергии рек и морских течений для выработки электроэнергии.

И что очень важно, грантами поддержаны научные изыскания многих молодых учёных университета. Обладателями грантов Президента РФ для молодых ученых и кандидатов наук стали два доцента ЧГУ.

В прошедшем году в рамках конкурсов для молодых ученых проводились исследования по 5 грантам РФФИ (в 2016 году – по 11), 5 проектам в рамках стипендий Президента РФ молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

– И заключительный вопрос: какие направления развития университета являются сегодня приоритетными?

– Сегодня ЧГУ – это вуз, интегрированный в экономику региона и страны, чутко реагирующий на вызовы мировой и российской действительности, реализующий современные образовательные программы с использованием инновационных технологий, активно проводящий научные исследования. Основой этой многоаспектной деятельности являются активная профориентационная работа со школьниками, плодотворное сотрудничество с предприятиями-­партнерами, постоянное обновление учебно­-научного оборудования, а главное – мотивированные, любящие своё дело преподаватели и сотрудники университета.

Чувашский государственный университет – активный участник международного образовательного, научного и культурного сотрудничества, взаимодействует с вузами Австрии, Германии, Китая, Норвегии, Армении, Белоруссии, Казахстана и других стран. Очевидно, что международное сотрудничество сегодня – эффективное средство повышения качества результатов научно­-образовательной деятельности и конкурентоспособности вуза в целом. В этой связи ЧГУ будет расширять международную деятельность, рассматривая ее как неотъемлемую часть общей стратегии развития университета, что будет способствовать вхождению вуза в мировое образовательное пространство.

             ***

АЛЕКСАНДРОВ Андрей Юрьевич – ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук, доцент.

Родился в 1966 году в г. Майкоп Краснодарского края. Служил в Советской Армии. Окончил Чувашский государственный университет по специальностям «История» и «Юриспруденция». Трудовую деятельность начал в 1988 году в альма­матер. Работал в комсомольских и профсоюзных органах ЧГУ, начальником отдела соцразвития, заместителем проректора по оргработе. В дальнейшем перешел на государственную гражданскую службу: консультант­советник председателя Госсовета Чувашской Республики, руководитель аппарата этого органа. В 2000 году вернулся в ЧГУ, где прошел трудовой путь от начальника отдела соцразвития университета до заведующего кафедрой публичного права, проректора по учебной работе. С 2013 года – ректор ЧГУ.

Опубликовал свыше 100 научных, учебных и учебно­-методических трудов по проблемам управления системой образования, социальной защиты населения, правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Председатель Совета ректоров вузов Чувашской Республики. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Журнал «Аккредитация в образовании». 2016. №85. Стр. 28-30.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia