el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

111210_3

В условиях всевозрастающей глобализации мира усиливается значение иностранных языков в жизни и деятельности каждого образованного человека. Неслучайно во многих странах мира, включая государства Евросоюза, в систему образования введена формула «1+2», по которой в образовательных учреждениях изучается не менее двух иностранных языков. Это вызвано тем, что решение многонациональных проблем имеет важное значение в сохранении устойчивости государства, а система образования, основанная на политике многоязычия, выступает как регулятор консолидации народов. Опыт развития многих стран показывает, что на пороге третьего тысячелетия образование, основанное на политике многоязычия, все больше становится таким же производительным капиталом, как и научно-технический прогресс.

В данной статье вкратце освещается состояние преподавания иностранного языка на технических факультетах ЧГУ и перспективы его развития. Наша кафедра ежегодно обучает более двух тысяч студентов семи технических факультетов. В настоящее время мы располагаем примерной программой преподавания иностранных языков на этих факультетах. Она составлена в полном соответствии с новыми государственными образовательными стандартами для первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата) и содержит много оригинального, особенно – в дидактическом плане.

В этой программе особо выделены следующие положения:

1. Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.

2. Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования.

3. Изучение иностранного языка строится на междисциплинарной, интегративной основе.

4. Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной и общекультурной компетенции студентов.

Как видно, владение иностранным языком – непростой процесс, который считается результатом изучения и обучения на основе всестороннего использования множества дисциплин, включенных в учебные программы факультета. Так, на электроэнергетическом факультете, по подсчетам специалистов, таких предметов по новой программе будет около 50.

Из всех этих положений вытекает важный вывод: успех изучения иностранного языка, организованного на междисциплинарной, интегративной основе, во многом зависит от уровня знания преподавателем языка основного предмета факультета (например, медицины – на медфаке, техники – на технических факультетах и т.д.). Несомненно, язык техники или медицины студентам доступнее, чем иностранный. Поэтому педагог обязан создать такие педагогические условия, чтобы этот язык за короткий срок из предмета обучения превратился в язык науки, а это зависит от мастерства педагога, призванного быть специалистом широкого профиля.

Во многих вузах нашей страны, включая соседние, студенты, прежде всего, технических, естественнонаучных факультетов обучаются на иностранных языках, преимущественно английском. К таким университетам относятся Белгородский, Казанский, Томский и другие госуниверситеты. Обучение иностранным языкам организовано здесь на междисциплинарной и интегративной основе. К обучению допускаются только преподаватели, имеющие базовое образование факультета. По окончании педагогических курсов, организованных при университетах же, выпускники могут работать преподавателями иностранных языков или переводчиками по своей специальности. Нам тоже необходимо создать условия для перехода к такой системе обучения иностранными языками.

Теоретические и практические занятия на указанных факультетах, как правило, проводит один и тот же преподаватель. В этом случае он имеет возможность максимально осуществлять весь учебный процесс по принципу развивающего обучения, причем двустороннего, взаимодополняя друг друга в дидактическом плане знаниями иностранного языка и спецпредметов.

Развивающее обучение не имеет предела совершенствования знаний. Студент, как правило, стремится добывать их собственным трудом и умом. Однако незнание методов дальнейшего совершенствования способно вывести молодого человека из движения. В этой связи в процессе обучения иностранному языку на междисциплинарной и интегративной основах особенно важно вооружать студентов доступными им методами самообразования. Неслучайно такой позиции придерживаются и опытные педагоги. Поэтому по новой примерной программе для преподавания иностранных языков в тех же вузах и на факультетах выделено 340 часов (аудиторных – 170, столько же – для самостоятельной работы).

Чтобы наши студенты имели возможность изучать иностранный язык не только по учебникам, как в школе, но и через технические и естественнонаучные дисциплины по научно-разработанной лингводидактике, мы создали кабинет иностранных языков («Г-405»), богато оформленный наглядными пособиями, необходимыми для изучения технических и естественнонаучных дисциплин. Все пособия – дело рук самих студентов. Кроме того, продолжаем собирать реферативные журналы, выпускаемые Советом Европы и США на английском, немецком и французском языках по многим отраслям наук (более 30). Они хранятся в читальном зале корпуса «Г» и доступны всем – студентам-дипломникам, аспирантам, научным работникам и преподавателям.

Некоторые студенты и преподаватели технических факультетов обучаются на вечерних курсах Чувашского госпедуниверситета им. И.Я.Яковлева для получения дополнительного профессионального образования. Они изучают английский язык, чтобы получить специальность «Преподаватель английского языка» или «Переводчик» технической литературы по своей специальности. К сожалению, в ЧГУ такие курсы пока не функционируют, т.к. нет преподавателей английского языка с техническим и естественнонаучным образованием.

Поэтому мы активно занимаемся вопросами организации таких же курсов с трехлетним сроком обучения (с учебной нагрузкой около 2 тыс. часов). В настоящее время при нашей кафедре функционируют три курса интенсивного обучения английскому языку, причем количество их постепенно увеличивается. Курсы послужат основой для организации подготовки на базе технического и естественнонаучного образования преподавателей английского языка и переводчиков в сфере профессиональной деятельности. Все это поможет решить вопрос о широком переходе к обучению студентов на иностранном языке.

Н.Г.КРАСНОВ,
зав. кафедрой иностранных языков для технических специальностей, профессор.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia