pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
dk
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
bannerWoS
dost
ze_in
chuvashskaya respublika copy
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
mezd as stud tv
rus
zozh 2015 2
nauka i obr
kb
soob
map ncpti banner
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

Итоги деятельности Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова в прошлом учебном году и задачи в новом 2014/2015 учебном году
(из выступления ректора А.Ю. Александрова на собрании преподавателей и сотрудников вуза 29 августа 2014 года)

Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с новым учебным годом! Желаю всем крепкого здоровья, хорошего настроения и творческих успехов!

1. Управление университетом

Основным инструментом оценки работы любого российского вуза сегодня выступает мониторинг эффективности. Напомню, что мониторинг эффективности вузов практикуется, начиная с 2012 года. В 2014 году в нём приняли участие 968 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций высшего образования и 1356 филиалов вузов. Основой оценки работы вузов и филиалов стал набор из 7 критериев. (Справочно: решением межведомственной комиссии учредителям 1010 вузов и филиалов предписано провести мероприятия по повышению эффективности деятельности.)

С удовлетворением констатирую: Чувашский государственный университет признан эффективным вузом!

Уважаемые преподаватели и сотрудники! Вполне закономерно, что каждый факультет и филиал университета получил плановое задание на 2014 год. Очевидно, что без установления чётких показателей, которые необходимо выполнить каждому структурному подразделению, университет не в состоянии достичь пороговых значений по всем показателям, которые выставляет Минобрнауки России при проведении мониторинга.

30 апреля текущего года Распоряжением Правительства России № 722-р утверждена новая версия так называемой «дорожной карты» и основные показатели, которых должны достигать ежегодно вузы России.

22 мая 2014 года опубликован перечень новых поручений Президента РФ по вопросам повышения качества высшего образования. Среди них адресованное Минобрнауки РФ указание в срок до 1 сентября 2014 года представить предложения, направленные на внедрение в деятельность вузов механизма осуществления независимой оценки знаний студентов в рамках проведения их промежуточной аттестации. Также создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворённости студентов условиями и результатами обучения для последующего учёта результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности вузов.

Даю поручение центру социально-гуманитарных технологий (руководитель – профессор О.Н. Широков) провести работу по разработке и анкетированию студентов и выпускников на предмет их удовлетворённости условиями и результатами обучения.

Нам предстоит значительная работа по совершенствованию организационной структуры вуза, повышению персональной ответственности, укреплению исполнительской дисциплины. В указанных направлениях есть большие резервы.

Требуется продолжить анализ и оптимизацию штатов факультетов и кафедр в соответствии с требованиями «дорожной карты». Информирую, что при формировании штатного расписания кафедр на 2014-2015 учебный год ректорат принял решение о «мягком» варианте, пошёл по пути как можно более плавного исполнения указаний «дорожной карты» Правительства России. Однако в  2015 году Минобрнауки России полностью переходит на нормативно-подушевое финансирование вузов. Мы должны в 2015 году количественно приблизить штаты ППС к показателю 1 ставка на 10,7 студентов.

Каждый декан факультета, заведующий кафедрой, руководитель структурного подразделения должен нести персональную ответственность за свой участок работы.

Сохраняется острота кадрового дефицита руководителей всех уровней. До 1 января 2015 учебного года ставлю задачу провести обновление кадрового резерва руководящего состава факультетов, кафедр, отделов и управлений.

Чувашский госуниверситет был в отчетный период участником многих международных, всероссийских, республиканских мероприятий. Мы укрепляли и налаживали рабочие отношения со многими органами государственной власти федерального и республиканского уровня, нашими партнёрами: предприятиями, организациями и учебными заведениями. Так, например, были подписаны договоры о сотрудничестве с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, ведущими школами республики – лицеем № 3 и гимназией № 5 г. Чебоксары.

В соответствии с Планом действия Минобрнауки России университету необходимо до декабря 2014 года перейти на «эффективный контракт» с преподавателями.

Всем руководителям по своим направлениям требуется провести ревизию и при необходимости внести предложения по корректировке Положений, регламентирующих деятельность университета. Факультетам и филиалам необходимо обновить Программы развития факультета (филиала).

Анализ показал, что за последние четыре года объём входящих в университет документов возрос в два раза! Соответственно увеличилась нагрузка как на работников отдела делопроизводства, архива, других управленческих подразделений, так и на факультеты и филиалы. И это не считая увеличения в разы числа отчетов, представляемых в различные органы управления в электронном и печатном виде!

В наступающем учебном году нам необходимо закончить разработку (руководитель рабочей группы – доцент Сабиров Анатолий Саматович) и начать внедрение автоматизированной системы управления университетом.

Ректорат должен подготовить новую Комплексную программу развития университета до 2019 года, ныне действующая Программа развития университета до 2014 года уже устарела.

2. Образовательная деятельность университета

В 2014 году окончили университет 3292 чел., в том числе по очной форме обучения 1496 чел. (45,4%). Диплом с отличием получили 502 выпускника (15,2%).

Подготовка конкурентоспособных и востребованных специалистов является ключевой задачей любого вуза. Эта задача на современном этапе чрезвычайно сложновыполнимая. Пожалуй, все вузы страны сегодня сталкиваются с проблемой слабой подготовленности абитуриентов к обучению в вузе, глубокой дифференциации в уровне их подготовки, что, несомненно, осложняет организацию образовательного процесса. Уменьшение нормативного срока обучения по программам бакалавриата, снижение удельного веса аудиторной нагрузки по новым образовательным стандартам усугубляет ситуацию.

Учебно-методическое управление должно подготовить проект приказа о закреплении за каждой кафедрой перечня дисциплин на учебный год. Это позволит лучше планировать учебный процесс и видеть перспективу развития учебно-лабораторной базы каждой кафедры.

Вузы с 2011 года реализуют ФГОСы  третьего поколения. А с 1 сентября сего года мы должны перейти на ФГОСы 3+, которые, к сожалению, пока не утверждены. Сообщаю, что ректоратом в этой ситуации неопределённости принято решение о минимальной трансформации учебных планов.

Учитывая вышеизложенное, особое значение приобретают профессионализм, высокая ответственность, неформальное отношение к своему делу, понимание задач, стоящих сегодня перед университетом, каждым руководителем и сотрудником. Большинство студентов поступают в университет, чтобы получить необходимые знания, сформировать важные для будущей карьеры компетенции. Отношение к студентам должно быть требовательным, но при этом ровным, доброжелательным. Руководители всех уровней должны незамедлительно реагировать на любые проявления недостойного поведения работников.

Особо подчеркиваю колоссальное значение формирования антикоррупционного поведения всех субъектов учебного процесса – от декана, профессора до лаборанта, студента.

Результаты приёма в университет в 2014 году.

По дневной форме обучения университету было выделено 1466 бюджетных мест (в том числе по программам бакалавриата – 1015, программам специалитета – 255 и программам магистратуры – 196), по  заочной форме обучения – 70, всего – 1536).

Подано заявлений для поступления на I курс по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в головной вуз и Алатырский филиал – 9003, в том числе:

- от медалистов – 1295;

- от победителей и призеров олимпиад школьников – 12 (в 2013 г. – 11);

Наибольший конкурс по поданным заявлениям в 2014 году составил на следующие направления подготовки (специальности):

- «Клиническая психология» – 23,6 чел. на место;

- «Юриспруденция» – 16,9 чел. на место;

- «Педиатрия» – 14,4 чел. на место;

- «Стоматология» – 13,6 чел. на место;

- «Фармация» – 12,3 чел. на место;

- по конкурсной группе направлений «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика» – 12,0 чел. на место;

- «Строительство уникальных зданий и сооружений» – 10,1 чел. на место;

- «Техносферная безопасность» – 7,5 чел. на место;

- «Лечебное дело» – 7,3 чел. на место;

- «Строительство» – 6,6 чел. на место.

Зачислено на I курс по очной форме обучения:

- медалистов – 243 чел., или 14,2% зачисленных;

- число регионов Российской Федерации, откуда поступили в университет, – 38.

Таким образом, несмотря на определённые сложности, возникшие во время приемной кампании текущего года, план приема на места в рамках контрольных цифр приема граждан по очной и заочной формам обучения на все специальности и направления подготовки в Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова в 2014 году выполнен в полном объеме.

Надо положительно отметить высокую прозрачность сайта нашего университета и доступность информации для абитуриентов и их родителей.

Уважаемые коллеги! Важно не откладывая в долгий ящик  провести глубокий анализ результатов профориентационной работы 2013-2014 учебного года и приёма как минимум за 2012, 2013, 2014 годы (в разрезе школ, ссузов и др.)

Задача факультетам и приёмной комиссии: выстроить в 2014-2015 учебном году профориентационную работу по-новому, сделать её более активной, разносторонней, адресной. Надо сказать, что некоторые факультеты уже провели в истекшем учебном году профориентационную работу с использованием инновационных подходов.

Лидерами по поступлению в университет стабильно на протяжении последних лет являются выпускники лицея № 2, лицея № 3, лицея № 4, гимназии № 5, СОШ № 61 и № 49 г. Чебоксары, Аликовской СОШ, Яльчикской СОШ, СОШ № 1 пос. Урмары, Чебоксарского электромеханического колледжа. Предлагаю  каждому факультету проанализировать имеющуюся информацию и составить чёткий план-график профориентационной работы на учебный год, начиная с сентября.

Университет должен активнее принимать участие в популяризации инженерных специальностей среди школьников. Вопросам развития физико-математического образования и естественнонаучного образования было посвящено традиционное августовское педагогическое собрание, состоявшееся здесь, в этом зале, 21 августа. Университет внёс ряд предложений в данном направлении.

Одним из ключевых конкурентных преимуществ вуза сегодня является наличие использование им дистанционных технологий и электронного обучения. Ряд необходимых мероприятий в прошлом учебном году мы предприняли: провели обучающий семинар для факультетов с участием казанских коллег; организовали курсы повышения квалификации для ответственных от факультетов за дистанционное образование. Следующий шаг – создание университетского Центра дистанционных образовательных технологий, который выступил бы координатором работы филиалов и факультетов в данном направлении.

Университет в 2013 году в числе 14 вузов выиграл федеральный конкурс «Кадры для регионов». Проверяющие из Минобрнауки, работавшие в университете в июне 2014 года, отметили строго целевое использование всех выделенных ЧГУ средств по данной программе.

С 1 января 2014 года заработала базовая кафедра на Чебоксарском электроаппаратном заводе (зав. кафедрой – выпускник университета канд. техн. наук Матисон Владимир Арнольдович).

В ближайшее время мы планируем открыть Центр цифровых технологий при кафедре электрических и электронных аппаратов при поддержке ОАО «ВНИИР – Прогресс».

В 2014 году университет впервые участвовал в конкурсе на получение средств для организации повышения квалификации по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров. (Справочно: конкурс ежегодно объявляется, начиная с 2012 года.) Две программы, представленные университетом, в полном объёме получили государственную поддержку на общую сумму 840 тысяч рублей. Это программы химико-фармацевтического факультета (партнёр – Вурнарский завод смесевых препаратов) и машиностроительного факультета (партнёр – концерн «Тракторные заводы»).

В апреле 2014 года состоялось открытие Центра молодёжного инновационного центра при поддержке Минэкономразвития ЧР на базе машиностроительного факультета университета.

Предлагаю рассмотреть вопрос о создании в университете инжирингового центра на базе технических факультетов.

В отчётный период был оборудован ряд поточных аудиторий во втором блоке нового учебного корпуса. Сегодня свыше 40 учебных аудиторий оснащены мультимедийным оборудованием. Всего в университете свыше 140 мультимедийных проекторов и интерактивных досок.

Функционирует 63 учебно-компьютерных класса. Сейчас стоит задача обновления устаревшего компьютерного оборудования.

Порядка 30% площадей корпусов и общежитий покрыто Wi-Fi – беспроводным Интернетом.

Уважаемые преподаватели! Очень важно соблюдать учебную дисциплину. С первых же дней учёбы первокурсники должны почувствовать, что в университете в почёте порядок. Занятия должны начинаться и завершаться вовремя. Важно, уважаемые коллеги, контролировать посещаемость на каждом занятии, оперативно подавать сигналы об отсутствующих в деканат.

Основные задачи образовательной деятельности университета на 2014-2015 учебный год:

- подготовка к прохождению государственной аккредитации по ряду направлений;

- лицензирование новых специальностей и направлений подготовки, в первую очередь программ магистратуры;

- внедрение в университете системы автоматизированного управления учебным процессом;

- укрепление сотрудничества со школами, которые имеют «инженерно-технические классы»;

- плотная интеграция университета и учреждений среднего профобразования через согласование и корректировку учебных планов, что обеспечит преемственность основных образовательных программ вуза и ссуза, создаст более привлекательные условия продолжения обучения выпускников учреждений СПО в университете;

- более полное использование возможностей целевого приёма как инструмента взаимодействия с работодателями.

3. Научно-исследовательская деятельность

Приоритетной задачей университета является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований для инновационного развития Чувашской Республики и регионов России.

Объем НИР в 2013 году составил свыше 58 млн руб., что на 10% больше, чем в 2012 году.

За первое полугодие 2014 года сотрудниками университета были подготовлены 51 заявка в Российский научный фонд, 3 заявки на выполнение научно-исследовательских работ в рамках проектной части государственного задания, 2 заявки на конкурс грантов в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В 2014 году мы впервые  составили Перечень научно-исследовательских работ и услуг по отраслям наук, предлагаемых учёными ЧГУ для выполнения на хозрасчетной основе. Данный перечень разослан на предприятия, в организации, государственные и муниципальные органы Чувашской Республики. Ряд из них уже откликнулся на предложения провести совместные НИР.

Сотрудниками университета в отчетном году опубликовано 3047 научных статей, в том числе в журналах из перечня ВАК – 562, в изданиях РИНЦ – 737 статей, в изданиях Web of Science – 24, в изданиях Scopus – 67.

На базе университета в 2013 году проведена 51 конференция различного уровня. За первое полугодие 2014 года на базе университета проведено 26 конференций различного уровня.

В 2013 году 12 работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей университета стали победителями конкурса грантов по программе «У.М.Н.И.К.». В первом полугодии 2014 года финансирование по данной программе получили 8 работ.

Государственная премия Чувашской Республики в области науки и техники (в области естественные и технические науки) за 2013 год присуждена Донскому Николаю Васильевичу, доценту кафедры систем автоматического управления электроприводами.

Распоряжением Главы Чувашской Республики за фундаментальные исследования в области науки назначена ежемесячная государственная стипендия сроком на один год декану химико-фармацевтического факультета Насакину Олегу Евгеньевичу и профессору кафедры прикладной физики и нанотехнологий Кочакову Валерию Даниловичу.

Беликов Михаил Юрьевич, доцент кафедры органической и фармацевтической химии, стал победителем конкурса молодых кандидатов наук по направлению «Химия, новые материалы и химические технологии» (грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных кандидатов наук).

Победителем республиканского конкурса «Лучший молодой ученый в области естественных наук» стал Еремкин Алексей Владимирович, доцент кафедры органической и фармацевтической химии.

Лауреатами I Всероссийского конкурса «Лучший молодой ученый 2013 года», проводимого Российским союзом молодых ученых, в номинации «Молодой доктор наук» стали Корсакова Надежда Витальевна, профессор кафедры офтальмологии и отоларингологии (направление «Медицинские науки») и Данилов Андрей Анатольевич, профессор кафедры журналистики (направление «Гуманитарные науки»).

Победителем регионального этапа Russian Startup Tour 2014 в г. Чебоксары стал Кузьмин Михаил Владимирович, доцент кафедры физической химии и высокомолекулярных соединений.

Задачи:

Довести объем НИР на 1 научно-педагогического работника до 50 тыс. руб. в год.

Повысить публикационную активность сотрудников университета в журналах, входящих в международные базы цитирования.

Студенческая наука

По итогам 2013 года студенты университета получили более 2500 наград различного достоинства за победы в научных мероприятиях.

В ноябре 2013 года проведен фестиваль студенческой молодежи «Человек. Гражданин. Ученый» (Ч.Г.У.) с участием 1834 студентов.

В апреле 2014 года состоялась Всероссийская 48-я научная студенческая конференция, посвященная Году культуры в России. В работе конференции приняли участие 3413 студента.

В мае 2014 года 54 студента стали победителями XVI Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги».

Призером III республиканского фестиваля «НТТМ-Чувашия» на молодёжном форуме «МолГород-2014» стал Андрей Тихонов – студент химико-фармацевтического факультета.

Победителем республиканского конкурса «Женский облик науки» в номинации «Научная юность» стала Елена Соленова – студентка медицинского факультета.

Задачи:

Необходимо увеличить количество студентов, участвующих в финансируемых НИР.

Создать студенческое конструкторское бюро для широкого вовлечения студенческой молодежи в прикладные научные исследования.

Патентно-лицензионная деятельность

В 2013 году сотрудниками университета оформлено и направлено на рассмотрение в Федеральный институт промышленной собственности 35 заявок на объекты промышленной собственности и авторского права, в том числе: 24 – на изобретения, 3 – на полезные модели, 8 – на программы ЭВМ.

Всего за 2013 год получено 26 охранных документов, в том числе 16 патентов на изобретения, 3 патента на полезную модель, 7 свидетельств на программы для ЭВМ. (Справочно: за 2012 год получено 17 патентов на изобретения, 3 патента на полезную модель, 7 свидетельств на регистрацию ЭВМ.)

За первое полугодие 2014 года оформлено и направлено на рассмотрение в Федеральный институт промышленной собственности 19 заявок на объекты промышленной собственности и авторского права, получено 9 решений о выдаче патентов, получено 17 охранных документов, в том числе 7 патентов на изобретения, 10 свидетельств на программы для ЭВМ.

Задачи:

Увеличить количество подаваемых заявок.

Наладить работу по постановке результатов интеллектуальной деятельности на бухгалтерский учет.

Увеличить количество лицензионных договоров.

Подготовка научно-педагогических кадров

В университете в системе послевузовского образования обучаются 325 аспирантов, докторантов, соискателей ученой степени кандидата и доктора наук, 136 интернов и ординаторов.

В университете реализуются образовательные программы по 8 специальностям интернатуры и 22 специальностям ординатуры.

Научное руководство подготовкой аспирантов на кафедрах университета осуществляют свыше 80 преподавателей, 75% из которых – доктора наук, профессора.

В 2013 году аспирантами и соискателями университета защищено 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. 

Наличие диссоветов в вузе является аккредитационным показателем. В первом полугодии 2014 года ректоратом проделана значительная работа по сохранению четырёх диссоветов по историческим, филологическим, техническим наукам, а также внесены предложения по созданию объединенных диссоветов по экономическим, философским, медицинским, биологическим наукам с участием учёных университета.

В 2013-2014 учебном году стипендии Президента РФ удостоены  Михаил Мартынов, аспирант по специальности 05.14.02 Электрические станции и электроэнергетические системы, и Ольга Ядарова, аспирантка по специальности 05.09.12 Силовая электроника.

Стипендии Правительства РФ удостоены Григорий Исмуков, аспирант по специальности 05.14.02 Электрические станции и электроэнергетические системы, и Александр Славутский, аспирант по специальности 05.09.03 Электротехнические комплексы и системы.

По результатам 2013 года победителями республиканского конкурса «Аспирант года» стали: по направлению «Естественные науки» – А.Ю. Алексеева (научный руководитель: д-р. хим. наук, проф. О.Е. Насакин), по направлению «Технические науки» – А.В. Смирнов (научный руководитель: д-р. физ.-мат. наук профессор В.С. Абруков).

Задачи:

Повысить качество подготовки аспирантов, соискателей и докторантов, увеличить число защит кандидатских и докторских диссертаций аспирантами, докторантами и соискателями в срок подготовки до уровня не ниже общероссийского.

Проводить регулярный (ежесеместровый) мониторинг за подготовкой и написанием диссертационной работы аспирантами, соискателями и докторантами.

Открыть новые объединенные диссертационные советы по медицинским, биологическим, техническим и экономическим наукам.

Учитывая опыт ряда российских государственных вузов не выделять бюджетные места  в аспирантуре «неэффективным» научным руководителям.

Совершенствовать механизм  подбора кандидатов для обучения в ординатуре и интернатуре из числа выпускников университета.

Редакционно-издательская деятельность

В 2013 году издано 279 наименований литературы общим объемом 1518 уч.-изд. листов. (Справочно: в том числе 17 сборников научных трудов, 24 монографии, 100 наименований учебной литературы, 138 наименований методической литературы.)

По плану издания в 2014 году необходимо издать 261 наименование литературы общим объемом 1628,65 уч.-изд. л., в том числе 20 монографий, 13 сборников научных трудов и материалов конференций, 93 наименования учебной литературы и 135 – методической.

В 2013 году Чувашский госуниверситет участвовал в Дальневосточном региональном конкурсе (г. Владивосток) и Южном межрегиональном  конкурсе (г. Ростов-на-Дону) «Университетская книга – 2013». По результатам конкурсов 10 изданий получили дипломы и 7 – грамоты.

В 2014 году Чувашский университет принимает участие в четырёх конкурсах «Университетская книга-2014», которые проводятся в Чебоксарах, Казани, Екатеринбурге, Омске.

Задачи:

Необходимо увеличить количество учебников и учебных пособий, направляемых на присвоение грифа УМО и Минобрнауки РФ в соответствии с Плановым заданием каждого факультета.

Повысить полиграфическое качество издаваемой литературы (оформление обложки), в том числе за счет привлечения студентов факультета ДиКТ.

Журнал «Вестник Чувашского университета»

Номера журналов выкладываются на сайте elibrary.ru. В настоящий момент  на платформе elibrary.ru (научная электронная библиотека) выложены в открытом доступе 44 номера журналов (начиная с 2003 года).

Наш журнал «Вестник Чувашского университета» занимает 75-е место в рейтинге SCIENCE INDEX среди 399 мультидисциплинарных журналов.

Доля цитирований статей журнала за первое полугодие 2014 года в суммарном числе цитирований составила 51, т.е. выросла по сравнению с аналогичным показателем на конец 2013 года на 6,8%. Кроме того, за этот же период журнал поднялся выше на два рейтинговых пункта в общем рейтинге SCIENCE INDEX.

Задачи:

Привести журнал в соответствие с проектом нового Положения о правилах формирования перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Обеспечить повышение импакт-фактора журнала «Вестник Чувашского университета».

Научная библиотека

В 2014 году выделено на закупку учебной литературы 3,5 млн рублей (в 2013 году – 2,9 млн рублей); на подписку периодических изданий и доступ к ЭБС – 2 млн рублей (в 2013 году – 1,8 млн рублей).

В 2013 году было выписано всего 287 наименований периодических изданий на сумму свыше 1,5 млн рублей.

За 1-е полугодие 2014 года в научную библиотеку поступило более 8800 экземпляров книг.

В 1-м полугодии 2014 года количество пользователей по единому читательскому билету составило 13 099.

В библиотеке имеется доступ к электронным библиотечным системам: НЭЛБУК; ZNANIUM.COM; East View; Cambridge Crystallographic Data Centre и др.

В 2014 году подписан лицензионный договор SCIENCE INDEX по работе с библиографической базой данных публикаций российских авторов «Российский индекс научного цитирования» стоимостью  40 тыс. рублей.

Задача:

Активнее популяризировать среди преподавателей и студентов университета работу с электронными библиотечными системами.

4. Международная деятельность

За 2013-2014 учебный год в целях установления и развития партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими зарубежными университетами, научными и образовательными центрами и организациями заключено 18 договоров о сотрудничестве и соглашений об академической мобильности. В их числе Белорусский государственный университет (Белоруссия), Худжанский политехнический институт Технического университета Таджикистана имени академика М. Осими (Таджикистан), ООО «Бош Рексрот» (Германия), Гродненский государственный медицинский университет (Белоруссия), Гомельский государственный медицинский университет (Белоруссия), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Казахстан), Университет Кыркларели (Турция), Государственное учреждение «Центр международных программ Республики Таджикистан», Ереванский государственный медицинский университет им. Мхитара Гераци (Армения), Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (Белоруссия), Чешское неправительственное объединение Евразийский Союз Академического и Международного сотрудничества (Прага), Университет Тромсё (Норвегия), Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» (Белоруссия), Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка» (Белоруссия).

В университете обучаются 392 иностранных гражданина из 33 стран Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и СНГ по 20 специальностям и 15 направлениям подготовки. По данному показателю ЧГУ успешно прошёл мониторинг эффективности по итогам 2013 года. Надо сказать, что миграционное законодательство в последнее время стало более жёстким, в том числе и к принимающей стороне, а именно к университету. Всё это требует дополнительных усилий от деканата по работе с иностранными студентами.

Реализуются программы академических обменов и соглашений в сфере научно-технического международного сотрудничества:

1) два студента 4 курса Политехнического института Технического университета Таджикистана имени академика М. Осими обучались на факультете энергетики и электротехники;

2) более 50 студентов и преподавателей ЧГУ стажировались за рубежом, например, в Стокгольмском университете, БГУ, Университете им. Ататюрка, г. Эрзурум, Турция, Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина, Ереванском государственном медицинском университете им. Мхитара Гераци, Гомельском государственном медицинском университете, Северном университете Тремсе (Норвегия) и Гуйчжоуском университете, г. Гуйян, Китай;

3) в ЧГУ стажировку по программе Фулбрайта прошли 2 гражданина США;

4) гражданка КНР с февраля по октябрь 2013 года преподавала китайский язык в ЦДО и клубе по изучению языка и культуры Китая;

5) на медицинском факультете с сентября 2013 года по февраль 2014 года проходил практику студент медицинского факультета Ростокского университета (ФРГ);

6) в октябре 2013 года делегация студентов машиностроительного факультета выезжала в Шанхайский университет (КНР) для участия во 2-й международной олимпиаде по теории механизмов и машин, где заняла первое место среди иностранных команд-участниц;

7) в рамках грантовой программы ЭРАЗМУС МУНДУС «Зимняя школа» студенты и преподаватели факультета чувашской филологии и культуры и химико-фармацевтического факультета проходили обучение в турецком городе Эрзурум;

8) в международных конференциях приняло участие более 20 преподавателей и научных сотрудников университета в таких странах, как Австрия, Украина, Белоруссия, Франция, Турция, США, Болгария и др.

Организация и проведение региональных международных мероприятий:

- организована Международная летняя школа: «Чебоксары – жемчужина России на Волге». В рамках школы по программе «Тюркология – чувашский язык» прошли обучение два преподавателя из Турции (г. Стамбул) и один из Швейцарии (г. Лозанна).

В августе 2014 года по программе «Геоэкологические исследования природно-техногенных ландшафтов» Германской службы академических обменов DААD прошли обучение 8 студентов различных вузов Германии.

В 2013-2014 учебном году организованы за счет университета курсы повышения квалификации для преподавателей по английскому (4 группы, общая численность 60 чел.) и немецкому (1 группа численностью 20 чел.) языкам объемом 776 академических часов и направлено на оплату труда преподавателей 155 200 рублей внебюджетных средств университета. Следует отметить, что первоначально записались на эти курсы свыше 100 наших преподавателей.

Задачи:

Увеличить количество академических обменов, получение международных стипендий и грантов студентами, аспирантами и сотрудниками университета.

Разработать и утвердить Положение об академическом обмене студентов университета.

5. Развитие кадрового потенциала

Уважаемые коллеги! Если в 2014 году требование «дорожной карты» к соотношению преподаватель – студент – это 1 к 10,5, то к 2018 году оно должно быть 1 к 12. Идеология данного документа понятна – брать не числом, а умением, взять курс на интенсификацию и повышение продуктивности преподавательского труда. Этот момент следует учитывать всем нам: и заведующим кафедрами, и деканам факультетов при планировании штатов на следующий учебный год.

Сегодня все технические вузы страны сталкиваются с острой проблемой старения преподавательских кадров. Не минула сия чаша и наш вуз. Так, если средний возраст преподавателей университета 48,9 лет, то факультета энергетики и электротехники составляет 61,5 года; машиностроительного факультета и факультета радиоэлектроники и автоматики – 57 лет.

Мы долго говорили: «Нужно что-то делать!». Совершенно очевидно, что важнейшим фактором привлечения молодых исследователей выступает уровень оплаты их труда. Поэтому Учёный совет университета в мае 2014 года единогласно утвердил Программу «20-20», в соответствии с которой с 1 сентября 2014 года будет установлено повышенное денежное содержание двадцати молодым преподавателям технических факультетов университета в размере 20 тысяч рублей.

6. Воспитательная работа

Воспитательная работа – важнейшая составляющая образовательного процесса в любом учебном заведении.

Воспитательная работа – это очень сложный и многогранный процесс, в нём заметную роль играют кураторы студенческих групп, особенно на I и II курсах. Но результативность воспитательной работы обеспечивают не только кураторы. В этом деле важен личный пример каждого преподавателя, сотрудника университета. Необходимо личное общение со студентами.

Информирую, что в сентябре  планируются встречи ректора со всеми студентами очной формы обучения.

В прошлом учебном году в университете проводились традиционные мероприятия: фестиваль студенческой самодеятельности «Студенческая весна», конкурс КВН, спортивные состязания, участие в строительных отрядах и многое другое.

Университетские мероприятия в 2014 году дважды посещали заместители руководителя Федерального агентства по делам молодежи.

В 2013 году университет стал победителем Всероссийского конкурса в номинации «Модели организации студенческого самоуправления в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования РФ», удостоен диплома лауреата в номинации «Лучшая система построения информационной работы в учебном заведении».

101 студент ЧГУ в 2014 году принял участие в форуме «МолГород-2014» .

Свои  проекты наши студенты  представили на молодежном форуме ПФО «iВолга» (июнь 2014 года)

91 студент и работник ЧГУ получают стипендию Главы ЧР за особую творческую устремленность.

В октябре 2013 года проведен университетский конкурс «Лучшая группа факультета». Победителями стали 23 группы со всех факультетов и филиалов. Группы-победители получили материальное вознаграждение (в размере 1800 рублей каждый студент). Старосты 22 групп получили материальное поощрение в двойном размере.

В марте 2014 года решением Ученого совета университета организован первый в республике Волонтерский центр.

Мы шефствум над Чебоксарским детским домом, Кугесьской школой-интернатом, Порецким детским домом, Канашским детским домом, Цивильскими школами-интернатами № 1 и № 2, домом ребенка «Малютка», Чебоксарской специальной (коррекционной) начальной школой, детским садом № 3 «Надежда» (для детей с ограниченными возможностями здоровья), детскими больницами города.

В добровольном донорском движении принимают участие более 300 студентов и работников ЧГУ.

Возрождены традиции дебат-клубов, которые стали проходить на юридическом факультете.

Все мы понимаем важность патриотического воспитания. Осенью 2013 года на историко-географическом факультете был открыт музей Великой Отечественной войны, который в прошлом учебном году заработал в полную силу. Спасибо за всемерную помощь попечителю, выпускнику историко-географического факультета, директору компании «Термотехника» Олегу Константиновичу Степанову.

Ученый совет университета принял решение об организации поискового клуба «Георгиевская лента».

 Стоит отметить участие студентов во Всероссийских  акциях «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка». Поисковый отряд студентов историко-географического факультета во главе с доцентом С.Н. Кодыбайкиным принимал участие в вахте памяти Смоленской области.

Продуктивно работает музейный комплекс университета. Музей истории университета посетили 2013 чел.; Музей И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева – 1036 чел; Художественный музей им. А.А. Кокеля – 746 чел., Музей боевой и трудовой славы – 1026 чел.

В 2013 году организованы экскурсии в музей космонавтики в с. Шоршелы около 700 студентов всех факультетов.

Студентка четвертого курса факультета журналистики Олеся Игнатьева заняла I место на чемпионате России среди вузов по армспорту (г. Белгород, апрель 2014 года) и стала победителем первенства Европы среди молодёжи (г. Баку, Азербайджан, май 2014 года).

Сергей Кузнецов (машиностроительный факультет) стал чемпионом России по спортивному туризму (сентябрь 2013 года, г. Владивосток) и подтвердил звание мастера спорта России.

Студентка историко-географического факультета Кристина Михайлова заняла III место на первенстве России по спортивной ходьбе (г. Адлер, март 2014 года).

Студентка химико-фармацевтического  факультета Алёна Храмова заняла III место на летнем первенстве России по спортивной ходьбе (г. Чебоксары, июнь 2014 года) и выполнила норматив мастера спорта России международного класса.

Полина Федорова (экономический факультет) стала чемпионкой России по спортивной гимнастике (г. Пенза, апрель 2014 года).

В 2013-2014 учебном году проводились «Зарядка со звездой», флешмобы, «Кросс нации», «Лыжня России», участвовали в республиканских мероприятиях по подготовке и встрече огня зимней Олимпиады в г. Сочи.

Важно популяризовать в университете движение по сдаче норм ГТО. Поручаю спортивному клубу и кафедре физической культуры и спорта внести предложения по организации сдачи норм ГТО работниками и студентами университета.

По решению профсоюзных собраний студентов и работников университета возле основных учебных корпусов и общежитий летом 2014 года установлены турники (корпуса «Г», «Т», «Е», корпус № 1, общежития № 4 и № 7).

Навыки трудовой деятельности – то, чего так сегодня не хватает молодёжи. В университете организован в 2014 году штаб студенческих строительных отрядов. В марте 2014 года подписано соглашение с общественной организацией «Российские студенческие отряды». Около 200 студентов университета приняли участие в летнем трудовом семестре 2014 года в студенческих строительных, сервисных и педагогических отрядах: «Энергетик-21», отряд проводников РЖД, «Проспект 15» (трасса Москва – Петербург), педагогический отряд «ЧуГУнОК» (Краснодарский край), сервисный отряд «Пегас» (Краснодарский край).

7. Связи с общественностью

Работает Попечительский совет университета, который вносит свою лепту в развитие вуза. Председатель Попечительского совета канд. тех. наук директор Вурнарского завода смесевых препаратов В.В. Свешников проводит работу неформально, вносит большой личный вклад в развитие вуза. Активно сотрудничают с университетом наши выпускники В.М. Антонов, директор ОАО «Госснаб», В.Н. Викторов, главный врач Городской стоматологической поликлиники, А.П. Капитонов, руководитель фирмы «Слава картофелю» и другие.

Сегодня в формировании имиджа организации чрезвычайна высока роль её сайта. По оценке пользователей университетский сайт является одним из самых удобных, информативных вузовских сайтов. Это подтверждает и высокое место нашего сайта в рейтинге Минобрнауки. Чего не скажешь о некоторых сайтах факультетов. Поручаю деканам факультетов изучить имеющийся положительный опыт и до конца сентября провести необходимую работу по обновлению содержания и «оболочки» собственного сайта.

В июне 2014 года подписан договор о сотрудничестве с всероссийским журналом «Высшее образование в России». Нами достигнуто соглашение о размещении статей преподавателей университета в данном журнале.

8. Социально-экономическая деятельность

Социальная защита преподавателей, сотрудников и обучающихся в университете – в числе важнейших задач.

Сегодня в университете работают почти 2500 чел., в том числе около 1000 штатных преподавателей, всего обучается 15800 чел., в том числе по очной форме обучения 9000 чел.

Приведу некоторые данные по социальной поддержке работников и обучающихся университета:

В целях социальной поддержки работников университета дополнительно были осуществлены следующие стимулирующие выплаты:

– к началу 2013/2014 учебного года – всем штатным работникам университета установлены разовые стимулирующие надбавки на общую сумму 7,5 млн руб.;

– по итогам 2013 года – дифференцированно различным категориям работников: профессор – 43200 руб., доцент 40800 руб., старший преподаватель – 38400 руб., ассистент – 36000 руб., работникам УВП, АУП – 19200 руб., работникам из числа МОП – 9600 руб. (ноябрь-декабрь 2013 год). Всего было израсходовано 56,3 млн руб.;

– по итогам работы в 1 квартале 2014 года профессорско-преподавательскому составу была установлена стимулирующая надбавка в размере 2000 руб. на общую сумму 1 млн 918 тыс. руб.  (апрель 2014 год).

В виде материальной помощи осуществлены выплаты к праздникам (День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День пожилых людей), на что направлено 3,2 млн. руб.

В 2013 году получили путевки и прошли курс профилактического лечения в санатории-профилактории ЧГУ 69 работников университета, а в 2014 году – 56 человек, в том числе ветераны Великой Отечественной войны.

В 2013 году 1320 студентов и аспирантов  поправили своё здоровье в санатории-профилактории университета.

В 2013 году 219 студентам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, выплачена денежная компенсация на приобретение комплекта одежды и обуви, мягкого инвентаря.

В соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении студенты университета в 2013/2014 учебном году в полном объеме обеспечены академическими и социальными стипендиями, наряду с этим выделялись финансовые средства на социальную поддержку нуждающимся студентам.

В прошлом учебном году 3200 студентов получали академическую стипендию, социальную стипендию – 935 человек. Финансовые средства направлялись на культурно-массовую, оздоровительную работу со студентами и экскурсионные поездки. Так, различные экскурсии в Киев, Брест, Волгоград, Хатынь и другие города совершили 800 студентов.

В 2014-2015 году продолжится выплата ежемесячных стимулирующих надбавок кураторам учебных групп I и II курсов в размере 10% должностного оклада (всего 186 кураторов).

Ректорат планирует в аванс за сентябрь 2014 года  стимулирующие выплаты преподавателям в размере 5000 руб., АУП – 2500 руб., УВП – 2500 руб., МОП – 1000 руб.

В настоящее время становится еще более актуальной работа по пополнению внебюджетного фонда университета. В последние годы наблюдалось уменьшение контингента студентов, обучающихся на контрактной основе. Эта тенденция связана с целым рядом факторов. Назову некоторые из них.

1. Так называемая «демографическая яма», т.е. резкое снижение количества выпускников школ. Кроме того, возрастает удельный вес учащихся, которые после 9-го класса поступают в учреждения СПО.

2. С 2012 года Минобрнауки России устанавливает приказом фиксированные цены на обучение студентов-контрактников по каждой образовательной программе. Минимальный порог по 2014 году составляет 63370 рублей. В то же время некоторые вузы и филиалы вузов демпингуют цены по целому ряду рыночноориентированных направлений и специальностей.

3. Стоимость обучения студентов-контрактников в университете на весь период обучения в университете «заморожена».

За счёт каких источников сегодня можно пополнить казну университета?

Это дальнейшее развитие системы дополнительного образования, внедрение в университете различных форм такого образования – это переподготовка, повышение квалификации, различные курсы по всем специальностям и направлениям подготовки, по которым у нас есть лицензия. Надо отметить, что  ЦДО проводит большую работу: в 2013 году в ЦДО прошли обучение 3287 чел. по 65 программам и объём поступлений составил свыше 21 млн рублей.

В 2014 году впервые ЧГУ удалось выиграть конкурс на проведение курсов по повышению квалификации за пределами Чувашии (госслужащие Минтруда Республики Башкортостан).

С 2013 года университет впервые принимает участие в эксперименте Минобрнауки по обучению «молодых мам» в числе 50 вузов России. В течение учебного года на подготовительных курсах обучено по 180-часовой программе 28 слушательниц в возрасте до 23 лет, имеющих детей.

Существенным каналом пополнения доходной части бюджета вуза должны выступать средства, полученные от научных разработок, сдачи в аренду площадей университета без ущерба для уставной деятельности университета, хозрасчетной деятельности структурных подразделений университета, которые содержатся за счет внебюджетных средств.

Уважаемые коллеги! Есть предложение открыть в новом учебном году клинику университета на базе санатория-профилактория ЧГУ.

К сожалению, незначительное внимание уделялось рекламе деятельности университета. И нам следует взять на вооружение опыт других вузов. В 2012 году был подготовлен фильм об истории университета (при участии ГТРК «Чувашия»), в 2014 году – фильм о международной деятельности университета. В ближайшее время надо снять фильм об университете, ориентированный на абитуриентов.

9. Развитие и укрепление материально-технической и учебно-лаборатораторной базы

 Сегодня каждая аудитория закреплена за конкретной кафедрой, факультетом, структурным подразделением. Руководитель этого подразделения несет персональную ответственность за организацию работы, продуктивное использование данных помещений.

Необходимо оборудование учебных корпусов и общежитий видеонаблюдением, оснащение их современным противопожарным оборудованием. Очень важным сегодня становится вопрос обеспечения безопасности университета и членов его коллектива.

По заключению государственной комиссии по проверке готовности университета к новому учебному году, которая проводилась в университете 15 августа, наш вуз готов к нему!

Необходимо продолжить укрепление материально-технической и лабораторной базы факультетов и кафедр. Проведен анализ лабораторной базы в университете и наличия компьютерной техники в структурных подразделениях университета. Распределение компьютерной техники и другой оргтехники по кафедрам и другим структурным подразделениям осуществляется с учетом реальных потребностей.

Университет имеет прочные деловые отношения со многими работодателями – ведущими организациями и предприятиями: «Экра», «ВНИИР», концерн «Тракторные заводы», «ЧЭАЗ», «Бреслер», «Динамика», «Химпром», «Вурнарский завод смесевых препаратов», «ДОРИСС» и многие другие. Эти предприятия – наши надёжные партнеры в процессе подготовки специалистов и оказывают значительную помощь в укреплении лабораторного комплекса вуза.

Значительно укрепить учебно-лабораторную базу технических факультетов университета помогло нам участие в программе «Кадры для регионов». Так, в рамках программы уже закуплено оборудование на общую сумму 20 млн руб. В том числе уникальное и дорогостоящее:

- программно-аппаратный комплекс цифрового моделирования электроэнергетических систем OPAL-RT – eMEGAsim (совместно и ОАО «ВНИИР») стоимостью 3 млн 900 тыс. руб.;

- лаборатория по программированию ПЛИС и встраиваемых систем компании National Instruments, стоимостью 1 млн 500 тыс. руб.;

- сварочный робот с программным комплексом, стоимостью 2 млн 456 тыс. руб.;

- учебно-лабораторный гидравлический стенд, стоимостью 2 млн 144 тыс. руб.;

- автоматизированные испытательные комплексы АСИС стоимостью 1 млн 394 тыс. руб.

В истекшем учебном году более 38 млн руб. были направлены на ремонт зданий университета. В том числе из федерального бюджета были дополнительно получены 30 млн руб. на капитальный ремонт внутренних помещений первых трех этажей учебного корпуса № 1. Также была заменена кровля, заменены оконные блоки и обустроено крыльцо в морфологическом корпусе университета.

Из внебюджетных средств университета 8 млн руб. были привлечены на реконструкцию вестибюлей, текущий ремонт учебных корпусов и общежитий; ремонт фасадов и кровли; ремонт общежития № 6 и другие виды работ.

В создании комфортной среды обучения участвовали и студенты. Так, 8 студентов строительного факультета во время производственной практики выполнили различные виды ремонтных работ на сумму более 330 тыс. руб.

В 2013 году стоимость, потребленных в университете ресурсов (тепловая и электрическая энергия, газ, вода) составила свыше 59 млн руб. Становится экономически выгодно грамотно вести энергоаудит, вводить систему технического учета потребления тепловой и электрической энергии, мониторинга температурного режима и параметров потребления электрической энергии в учебных корпусах и общежитиях университета. Работа, следует признать, не на один год и потребует определенных финансовых вложений, но эту задачу очень важно решить.

В последние месяцы в университете ведется кропотливая работа по созданию программы модернизации имущественного комплекса. Будут определены пути дальнейшего развития материальной базы как отдельных факультетов, так и университета, будь то ремонт, реконструкция существующих или строительство новых учебных корпусов и общежитий.

Многие вузы России и Чувашии уже перешли на аутсорсинг, т. е. на обслуживание корпусов и общежитий с привлечением по договору сторонней клининговой компании. Информирую, что по решению ректората объявлен конкурс на обслуживание одного из корпусов и общежитий университета в порядке эксперимента. По  результатам конкурса будет приниматься окончательное решение

Уважаемые коллеги!

В докладе были изложены лишь некоторые итоги работы коллектива университета в 2013-2014 учебном году и поставлены основные задачи на новый учебный год. Понятно, что решить их будет непросто, но без этого мы не сможем динамично двигаться дальше.

Выражаю благодарность всем, кто деятельно поддерживал инициативы Ученого совета и ректората, кто внес свой вклад в развитие нашего родного вуза!

Уверен, что вместе мы сможем обеспечить дальнейшее устойчивое развитие нашего университета!

Презентация

ruschuvashengfr 
 
vk yt twandr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia