el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

Для тех, кого интересует история зарождения и развития народного образования, а также деятельность выдающихся просветителей Поволжья, в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова организована книжная выставка «Просвещение и народное образование в Поволжье».

Открывает выставку раздел «История просвещения в Поволжье», в котором представлены издания, многосторонне раскрывающие историю народного образования. В методической разработке Г.А. Алексеева «К истории просвещения в Среднем Поволжье (XVI-XVII вв.)» (Чебоксары, 1990) рассматривается период возрождения народного образования после долгих лет упадка, вызванного монголо-татарским нашествием на Волжские земли. В книге затрагиваются вопросы организации обучения и воспитания детей: устройство школ, требования к учителям, методика обучения, приводятся данные о количестве учащихся и их возрасте. Важнейшим периодом в истории народов Поволжья, ознаменованным небывалым подъемом культуры и педагогической мысли, является XVIII век. Именно в это столетие получили активное развитие просветительская деятельность первых монастырских школ, появились книги на национальных языках, зарождались идеи использования методики дву- и многоязычия в просвещении нерусских народов. Развитие образования и просвещения поволжских народов в XVIII веке нашло отражение в методических разработках Г.А. Алексеева «К истории просвещения в Среднем Поволжье (первая половина XVIII в.)» и «К истории просвещения в Среднем Поволжье (вторая половина XVIII в.)» (Чебоксары, 1990), а также в учебном пособии Т.Н. Петровой «Школа и просвещение Чувашии в XVIII веке» (Чебоксары, 1994). В этих изданиях рассматривается деятельность духовных и общеобразовательных школ, содержатся сведения о первых учебниках на чувашском языке, затрагиваются вопросы школьной гигиены. История дальнейшего развития народного образования раскрывается в монографии Л.А. Ефимова «Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX – начала XX веков» (Чебоксары, 2000) и Н.С. Степанова «Очерк истории чувашской советской школы» (Чебоксары, 1959). В книге Ефимова нашли отражение просветительские системы И.Я. Яковлева и Н.И. Ильминского, вопросы подготовки национальных педагогических кадров и развитие чувашских начальных школ разных типов в Поволжье. Очерк Степанова является первой попыткой освещения истории развития чувашской общеобразовательной школы в годы Советской власти. Среди книг, представленных в разделе, особый интерес представляют путевые заметки С. Чичериной «У приволжских инородцев» (СПб., 1905), где изложены «личные наблюдения, записанные автором летом 1904 г. во время поездки по инородческим местностям некоторых Приволжских губерний». В книге описаны Центральные просветительские учреждения для инородцев Волжско-Камского края, состояние образования в крещено-татарских, вотских и чувашских селениях. Вот что автор пишет об учениках чувашской школы: «…там мы застали 9 учеников и учениц, окончивших курс весной. Я произвела маленький экзамен и была весьма довольна его результатом. Дети читали по-русски трудные статьи из хрестоматии Баранова и умели передать их содержание. По-русски дети – природные чуваши – понимали все, что я спрашивала, и на все могли ответить. Я увезла с собой их тетрадки, и хотя грамматических ошибок много, но мысли все изложены верно и толково».

Народное образование в Поволжье связано с именами наиболее одаренных и образованных представителей того времени: И.Я. Яковлева и Н.В. Никольского у чувашей, И.С. Михеева у удмуртов, Ш. Марджани, К. Насыйри, Г. Тукая у татар, С.Г. Чавайна у мари. В разделе «Просветители Поволжья» представлены книги о выдающихся деятелях народного образования. Наиболее ярким представителем чувашского просветительства является Иван Яковлевич Яковлев (1848–1930). Его заслуги невозможно переоценить: им создан новый чувашский алфавит, составлены учебники на чувашском и русском языках, открыты народные школы. Более подробно познакомиться с его деятельностью помогут издания «И.Я. Яковлев и его школа: ученые записки» (Чебоксары, 1971); «С думой о народном просвещении» (Чебоксары, 1998) и др. На выставке можно найти книги и о других не менее известных деятелях народного образования: Павлов И.П. «Н.И. Золотницкий пурнасепе ещесем» (Шупашкар, 1958); «Василий Константинович Магницкий – исследователь культуры и быта чувашей» (Чебоксары, 1989); Степанов А.Ф. «Просветитель С.А. Нурминский» (Йошкар-Ола, 1979) и др.

В разделе «Школы Чувашского края» размещены книги, в которых освещается история становления и развития школьного образования, а также деятельность современных школ Чувашской Республики. В монографии Л.А. Ефимова «Школы Чувашского края в XIX – XX вв.» (М., 2003) содержится информация о подготовке педагогических кадров для чувашских школ в Поволжье и Приуралье во второй половине XIX века, создании советской системы школьного образования и деятельности общеобразовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Среди книг, представленных на выставке, обращает на себя внимание брошюра известного исследователя чувашского языка Ф.Т. Тимофеева «Несколько слов о чувашской школе» (Чебоксары, 1921), где он размышляет о значении родного языка в школьном деле. Автор убедительно обосновывает свое мнение о том, что «в целях доставления наибольшего блага ученику и всему народу, в инородческой школе орудием преподавания должен служить родной язык». «При преподавании на родном языке мы и воспитательных целей больше достигнем, и знания и развития больше дадим, и русский язык усвоим лучше; в противном случае, не достигнем ни первого, ни второго, ни третьего», – пишет Тимофеев.

Завершает выставку раздел «Нерусские школы Поволжья», в котором представлены книги об истории развития начального и среднего образования в национальных республиках. В очерках профессора А.Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири» (М., 1948) рассматривается деятельность национальных образовательных учреждений в дореволюционный и советский период. Достоинством данной работы является то, что автор, опираясь на богатейший статистический материал, дает сравнительную характеристику педагогическим образовательным системам нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Говоря о нерусских школах Поволжья, нельзя обойти вниманием Симбирскую чувашскую учительскую школу – единственную среднюю школу для миллионного чувашского населения дореволюционного периода. За полвека своего существования она подготовила около тысячи учителей и превратилась в крупный центр просвещения чувашского народа. Выпускниками Симбирской школы были Константин Иванов, Шубоссинни, Марфа Трубина, Патман, И.С. Максимов-Кошкинский, десятки других выдающихся деятелей чувашской культуры, науки, искусства, которые проложили путь для развития национальной культуры. На выставке представлены работы, в которых рассказывается о первых шагах И.Я. Яковлева по созданию Симбирской школы, ее внутреннем устройстве, враждебном отношении к просветительской деятельности Яковлева, выпускниках школы: Яковлев И.Я. (Саламбек) «Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш» (Чебоксары, 1959), Муромцев Н.В. «Симбирская чувашская учительская школа» (Чебоксары, 1968), Кондратьев А. «Свет из Симбирска» (Уфа, 1998). Монография И.В. Алметевой «История начального школьного образования в Марийском крае» (Йошкар-Ола, 2006) впервые в целостном виде освещает период становления марийской школы во второй половине XIX – начале XX вв. Опираясь на широкий круг опубликованных и архивных документов, автор прослеживает основные этапы в развитии светских и духовных школ, рассказывает о деятельности школ братства святителя Гурия, миссионерских школ чудотворца Николая, приводит сведения о составе учительских кадров и учащихся. В данном разделе можно найти и другие интересные издания по затронутой теме.

Приглашаем на выставку всех, кого интересует история Чувашского края и соседних республик. Ждем вас в отделе редких книг и рукописей с 9.00 до 17.00.

Н. Суворова, ведущий библиотекарь, 
Е. Харитонова, зам. директора НБ ЧувГУ.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia