el un k
pgu
popech sov
pr sotr 1
profkom2015
stud sov
pa_s_pr
obuch in gr
educ eng
na bi
dost
ze_in
gr pr
umnik
rsr
sov_rek

sp
s m u
cmi
rus
zozh 2015 2
nzpti 2
nauka i obr
kb
pr ter
antikorrup
ckob logo 1
fieb 1  
wm copy

 

110414-1Мы нередко задаём себе вопросы: «Почему компьютер так притягивает детей и подростков? Чем опасен виртуальный мир? Какую опасность таят в себе Интернет-знакомства? Как побороть компьютерную зависимость?» Ответы на эти вопросы попыталась найти студентка 3 курса отделения журналистики ЧувГУ Светлана Морозова.

В виртуальный мир наших чад влечёт свобода выбора, а азартности компьютерным играм придаёт соревновательный дух, возможность примерить различные социальные роли. Разработчики игр тонко используют возрастные психологические особенности восприятия: яркость образов, захватывающий сюжет, постепенное усложнение заданий, разнообразные стимулы - поощрения, бонусы, звуковые и световые эффекты. Игры дают почувствовать себя героем, лидером, а это так важно, особенно для девчонок и мальчишек, имеющих трудности с самоутверждением в среде сверстников. Кроме того, это приятное времяпрепровождение - общение в соцсетях, игры, фильмы, новости, а также неограниченные возможности для быстрого общения - электронная почта, Скайп, чаты, форумы.

«Компьютерная зависимость - это психологическая зависимость, - утверждает педагог-психолог Ляля Тибеева. И продолжает: - Интернет - это, во-первых, иллюзия занятости. (Когда ребёнок по пять-шесть часов подряд сидит за компьютером, родители успокаивают себя тем, что их чадо занято делом).

Во-вторых, это иллюзия включённости. (Мама и папа знают, что у ребёнка много друзей в Интернете, значит, он не одинок, включён в социальную сферу.)

В-третьих, это иллюзия обратимости выбора. (Жизнь любого человека, по мнению известного классика, это кладбище нереализованных возможностей. Выбирая, мы несём социальную неизбежность своего выбора, будь то выбор профессии, спутника жизни и т.д. В Интернете всё по-другому. Подростки уверены, что могут в любой момент всё изменить: поменять статус, завести новых друзей)».

Как лишить Интернета, не вызывая агрессии?

Лишение чего бы то ни было может привести к разладу в семье. Важно, чтобы взамен была предложена альтернатива. Социальный педагог Юлия Морозова уверена, что организованный досуг ребёнка - занятия спортом, танцами, музыкой, особенно в коллективе сверстников - гарантия от появления компьютерной зависимости.

Чем опасны Интернет-знакомства?

Большая опасность - в контактах с людьми, которые под маской доброжелателя таят преступные намерения (это мошенники, педофилы, психически нездоровые люди). Предупредите детей, чтобы они ни при каких условиях не сообщали никому в Интернете своего полного имени и домашнего адреса. Желательно не распространять в открытом доступе свои фото и фото членов семьи, не встречаться с виртуальными «знакомыми» в реальной жизни.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение, и информацию.

Проблемы взаимоотношений с родителями могут возникать как следствие неправильного стиля воспитания - авторитарного с тотальным контролем или, напротив, попустительского, без соблюдения правил разумного обращения с компьютером.

Значительную роль играет и невозможность самовыражения, если у подростка помимо компьютера нет серьёзных увлечений, интересов, хобби, нет условий для того, чтобы быть успешным в реальной жизни. Те мечты, которые ваше чадо не может воплотить в реальности, он легко осуществляет в виртуальном мире.

Так возникает нарушение социальной адаптации - важной составляющей причины медиазависимости, обобщающей все остальные.

Как предотвратить компьютерную зависимость?

В качестве профилактики рекомендуют наполнить «реал» яркими красками, чтобы у виртуального мира не осталось шансов. Это успешность в учёбе, спорте или искусстве, в любой группе единомышленников. Это доверие, взаимопонимание и эмоциональное тепло в отношениях с родными. Это самодостаточность личности, уверенность в себе, позитивный настрой, стремление к саморазвитию.

Также в семье должны быть установлены и твёрдо соблюдаться правила разумного обращения с компьютером. Рекомендуется установить компьютер в общей комнате, чтобы во время игр ребёнок был под вашим присмотром.

Совместно установите ограничения по времени и содержанию. Для этого родителям нужно регулярно контролировать посещаемые сайты и следить за содержанием компьютерных игр.

Для блокировки вредного контента (рекламы и пр.) рекомендуется установить на компьютер специальные программы-фильтры.

Если подросток серьёзно интересуется компьютером, читает соответствующие журналы, интересуется его устройством, возможно, IT-технологии - его будущая профессия. Тогда можно предложить альтернативу компьютерным играм - например, сориентировать его на использование других возможностей компьютера, сети Интернет. Это может быть дистанционное обучение (изучение иностранных языков, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах по интересам). Для старших школьников - работа, выполнение заказов по созданию визиток, портфолио, логотипов фирм и т.п.

Правило «Трёх П»

Если родители заметили признаки зависимости, можно воспользоваться правилом «трёх П». Проводите новую компьютерную политику постепенно, постоянно, последовательно.

Постепенно. Не ждите быстрых изменений, первые положительные результаты можно увидеть только через месяц.

Постоянно. Первые результаты, скорее всего, будут нестабильны, и срывы будут, и недоразумения. Всё зависит от того, насколько вы настроены на результат, насколько ребёнок вам доверяет.

Последовательно. Количество переходит в качество, главное, чтобы действия родителей были целесообразны и справедливы, а обстановка в семье располагала к доверительному общению.

Стоит ли драматизировать ситуацию?

Компьютер даёт поистине безграничные возможности для личностного и профессионального совершенствования: повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире, развивает ребёнка. Возможно, виртуальное общение кажется нам поверхностным, но здесь тоже возникает дружба, любовь. Экран упрощает контакт, помогая застенчивым подросткам стать раскрепощённее и искреннее. Однако это только машина, она никогда не заменит живого человеческого участия, заботы и любви.

Одним словом, компьютер - лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Ещё средневековый врач Парацельс утверждал: «Всё яд и всё лекарство, тем или иным его делает доза». В данном случае это чувство меры, которое поможет найти разумный баланс в использовании средств технического прогресса.

Подготовила Светлана МОРОЗОВА,
студентка 3 курса отделения журналистики Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова. 
Фото автора.

 

Симптомы, характерные для Интернет-зависимых людей

Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория только за компьютером;

- неспособность самостоятельно остановиться, прекратить игру, появление агрессии при ограничении пользования компьютером;

- ощущение пустоты, депрессии, раздражения, неумение найти замену компьютерным играм;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером, постоянная проверка сообщений в социальных сетях;

- пренебрежение общением с семьёй и друзьями;

- ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;

- проблемы с учёбой.

Физические симптомы:

- синдром карпального канала (заболевание мышц руки - наиболее часто встречается у компьютерных пользователей);

- сухость в глазах, головные боли, боли в спине;

- нерегулярное питание;

- пренебрежение личной гигиеной;

- расстройства сна, изменение режима сна.

ruschuvashengfr 
 
vk tv Youtube andr

banner1_1 banner1 banner2_2 banner3 banner4 eo ek pfo_copy banner11_3 banner7 fz1 banner10
liniabАдрес университета: 428015, Россия, Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Телефон: (8352) 58-30-36, 45-23-39 доп.37-50. linia